Игорь Томберг, институт экономики РАН, РИА Новости.
Встреча энергетиков стран G8 и приглашенных коллег из Китая, Индии, Мексики, Бразилии и ЮАР, а также представителей Всемирного банка, ОПЕК и МАГАТЭ, стала генеральной репетицией предстоящего саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге. Миро-вые лидеры планируют принять здесь программу построении всемирной системы энерге-тической безопасности. Об этом рассказал Виктор Христенко, отметив, что «качество жизни всего мирового сообщества напрямую зависит от надежности доступа к энергии». В связи с этим он особо отметил необходимость выработки «именно совместного подхода к обеспечению глобальной энергетической безопасности».
По итогам встречи было принято итоговое коммюнике, в котором министры поддер-жали главные тезисы российской стороны:
- необходимость взаимного и справедливого доступа на энергорынки - глобальная энергетика требует глобального партнерства;
- энергобезопасность для потребителей и производителей означает одно и то же: стабильность поставок и эффективную защиту природы;
- право третьих стран развивать атомную энергетику, правда, под международным контролем и при соблюдении режима нераспространения ядерного оружия.
В итоговом коммюнике энергетики « восьмерки» подчеркнули, что «в XXI веке неиз-бежен значительный рост мирового потребления энергии». «Мы признаем, что для ста-бильного будущего мирового топливно-энергетического комплекса требуются значитель-ные капиталовложения в сферы добычи, транспорта и переработки энергетических ресур-сов», - говорится в документе.
Другим важным событием встречи стала встреча министров энергетики с президен-том РФ В. Путиным. Российский президент в своем выступлении уделил большое внима-ние проблеме устойчивости глобальной системы энергообеспечения. «Один из ключей к глобальной энергетической безопасности - это справедливое распределение рисков между производителями, транзитерами и потребителями энергоресурсов, - подчеркнул прези-дент. - Энергетический рынок должен быть застрахован от непредсказуемости, а уровень его инвестиционных рисков снижен».
Президент РФ Владимир Путин считает, что мировой энергетический рынок в бли-жайшее время почувствует эффект от крупных энергетических проектов России. «Россий-ские компании осуществляют проекты, имеющие стратегическое значение для реального укрепления глобальной энергетической безопасности, - обозначил В.Путин растущую роль России в энергетических делах. - Мы думаем о разработке Штокмановского газового месторождения, высокими темпами разворачивается строительство Северо-Европейского газопровода, решаем задачу прокладки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан с ответвлением в Китай. … Российский энергетический бизнес планирует активно работать и на стремительно развивающемся рынке сжиженного газа».
По словам президента, Россия подготовит к июльскому саммиту G8 в Петербурге кон-кретные инициативы по энергетической безопасности, причем эти мегапроекты страна готова финансировать.
Важным итогом встречи в Москве можно считать и официальную атомной энергетики как наиболее доступной альтернативы конечным углеводородным ресурсам. Министры обсудили перспективы ядерной энергетики и ряд возможных ситуаций в будущем на при-мере Ирана. Участники встречи пришли к выводу и отметили это в своем финальном до-кументе, что ядерная энергетика - безусловная перспектива, прежде всего, для ряда разви-вающихся экономик. Задача подготовки материалов для лидеров стран «восьмерки» в Санкт-Петербурге заключается в том, чтобы обозначить все возможные риски в этой об-ласти и дать бедным странам шанс получить доступ к энергоносителям.
Одним из самых активных пропагандистов атомной энергетической альтернативы ока-зался министр энергетики США Самюэл Бодман, решавший в Москве собственную зада-чу: раскрыть новую американскую «стратегию, призванную повысить энергобезопасность США и всего мира», которая называется «Глобальное партнерство в ядерной энергетике (GNEP)». Возникает вполне очевидное соперничество в сфере атомной энергетики между США и Россией (хотя Вашингтон не собирается уступать лидерства в атомной проблема-тике даже «восьмерке»). В то же время, такие важные составляющие и российской, и аме-риканской программ как нераспространение ядерного оружия, экологическая безопас-ность, доступность ядерных материалов широкому кругу потребителей позволяют значи-тельно сблизить позиции и уйти от излишней конкуренции в данной проблеме.
Россия дала понять, что будет отстаивать свои интересы на топливных рынках. По словам Христенко, понятие энергетической безопасности включает и гарантии спроса на ее нефть и газ за рубежом. Это не до конца совпадает со стратегией Запада. В феврале президент Буш призвал американцев отказаться от «пристрастия к нефти» и серьезно за-няться разработкой альтернативных источников энергии, ЕС работает над энергетической стратегией, основная цель которой – максимально снизить растущую зависимость региона от поставок энергоресурсов, в первую очередь, из России. Возможно, поэтому в итоговый текст коммюнике встречи министров энергетики не вошла тема гарантий спроса, которую активно продвигали российские представители.
При общем весьма позитивном итоге встречи энергетиков в Москве по некоторым проблемам проявились и противоречия, причем достаточно непростые с точки зрения их устранения. Российские хозяева встречи отметили, например, непростой характер перего-воров по присоединению России к Энергетической хартии. Россия подписала Энергетиче-скую хартию и сейчас ведет активные переговоры по протоколу по транзиту", - напомнил глава Минпромэнерго В. Христенко. Россия ведет непростые переговоры по протоколу к Энергетической хартии, прежде всего с ЕС, отметил министр.
Европейские участники встречи настаивают на необходимости присоединения Моск-вы к Энергетической хартии во многом из-за того, что этот документ фактически запре-щают странам-участницам снижать поставки энергоносителей даже при возникновении спора о ценах. ЕС явно стремится обезопасить себя от ситуации, возникшей в январе с.г. с Украиной и Молдавией. Существует довольно много трудных для согласования деталей. Андре Мерньер, руководитель секретариата Энергетической хартии, на пресс-конференции в Москве признал, что Россия лишится определенных рычагов в случае ра-тификации документа.
Россия подписала Энергетическую хартию в 1994 г, однако Госдума до сих пор не ра-тифицировала этот документ. Камнем преткновения стал протокол по транзиту: Запад на-стаивает на доступе к проходящим по России газопроводам для третьих стран. Как под-черкнул В.Христенко, протокол по транзиту «составляет основу самой хартии». «Перего-воры идут непросто, но идут, - сказал он. - Если будет достигнут результат, хартия будет ратифицирована».
За пределами оптимистичных официальных оценок встреча в Москве продемонстри-ровала и очевидную сложность построения единой мировой энергетической архитектуры. Очень многое в проблеме энергетической безопасности страны-участницы «восьмерки» понимают по-разному. В то же время, консенсус возможен и неизбежен. Это также один из результатов встречи министров энергетики в Москве. Пожалуй, самый важный.