Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Специальным указом президента РФ начавшийся год объявлен годом академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999). Лихачев - легендарная фигура русской культуры. В конце жизни его даже называли «совестью России», а заслужить такую всенародную похвалу у нас - ох, как не просто, - мы не умеем хвалить друг друга при жизни. Все почести великому человеку достаются уже после смерти. Вспомните Пушкина, о котором дружно говорили, что он «исписался», - или молчание по поводу новых книг Достоевского. Три года критика не произнесла ни единого слова по поводу его романа «Идиот», а ведь это несомненный шедевр. Если же вдруг художник и получает признание, то оно разом превращается в культ. Истеричное обожание Льва Толстого, в конце концов, испортило художественный вкус гения и превратило художника в юродивого от морали.
Лихачев на этом фоне выглядит удивительно гармонично.
Его судьба к финалу жизни, словно вид на пейзажный парк где-нибудь в окрестностях родного Санкт-Петербурга, где привольно раскинулись ели и липы, где вольготно дышать путешественнику и сладко петь птицам.
Между тем, петербуржец, интеллигент Лихачев, выходец из культурной семьи хлебнул лиха, недаром - лихо - вросло в его фамилию. Он был мальчиком, когда случилась Октябрьская революция, и был подхвачен стремительной волной перемен, но стоило ему только задуматься и обсудить перемены в студенческом кружке, как Лихачев был арестован и приговорен к пяти годам исправительных работ.
Власть скоро оценила опасность столь мощного ума.
Арестованный студент попал в самый страшный лагерь того времени в Соловки, в тюрьму, которая расположилась в бывшем Соловецком монастыре на острове на севере России среди Белого моря. Там Гулаг испытывал первые приемы психологического уничтожения узников совести.
Сам Лихачев позднее писал о том времени:
«Все неудобства, лишения и даже несчастья, через которые придется пройти из-за своих убеждений, ничто по сравнению с теми душевными мучениями, которые неизбежны в случае отказа от своих принципов».
Вот с какой мыслью молодой Лихачев вышел из лагеря!
Лучше принять муки, чем изменить идеалам.
Вот, где исток его морального подвига, человек оказался прочнее Гулага. Так, приготовившись жить в состоянии вызова, Лихачев по существу стал филологическим вариантом православного монаха-столпника, который готов ради веры стоять на камне посреди бурь, в сосредоточенности молитвы.
Молитвой Лихачева стала русская культура, изучению которой он посвятил всю свою жизнь и добился выдающихся результатов. Пожалуй, самым ярким памятником его мысли стали труды по истории древнерусской литературы. Став академиком, он возглавил Отдел древнерусской литературы в Институте русской литературы РАН в Санкт-Петербурге. И вот это-то тихое академическое убежище, Лихачев постепенно превратил в кафедру, откуда его негромкий и настойчивый голос призвал отечество к гуманизму и демократии. Его убежище стало тем камнем, откуда столпник заклинал шторм, гуляющий на море пролитой крови: стихни!
Его нравственный авторитет был огромен.
А с началом перестройки Лихачев, наконец, стал публичной фигурой национального масштаба, он был культурным советником Горбачева, после чего стал одним из лидеров советского парламента, а в 1991 году, в дни августовского путча открыто выступил на стороне свободы слова и гуманизма. Выступил, ожидая кар, не рассчитывая на победу.
На мой взгляд, именно его голос морально переломил ситуацию в пользу арестованного президента.
Лихачев продолжал следовать своему кредо - лучше муки, чем отказ от принципов.
Ему было свойственна пушкинская черта - любые препоны превращать в перлы чувства и мысли. Пушкин превратил, например, свою Южную ссылку в расцвет национальной романтической поэзии. Лихачев, выйдя из Гулага, написал исследование о феномене уголовной лексики, где «феня» - речь уголовной среды - стала впервые предметом глубокого анализа. Любому кто желает разобраться в тайне русской темной стихии, я рекомендую эту блистательную работу, где изучено как лексика одновременно отражает и формирует подсознание нации. Россия пленник русского мата.
Финал жизни Лихачева отмечен еще одним незаурядным поступком.
Мы забыли, но ведь это он настоял на торжественном погребении останков царской семьи, которые долгие годы унизительно пылились на полках криминалистической лаборатории. Именно Лихачев подвиг президента Ельцина принять участие в церемонии прощания с Николаем II и членами его семьи, и принял участие в написании волнующей речи президента, которую слушала вся страна. Это был звездный час в карьере Ельцина, торжественный миг в судьбе России, тихое торжество в душе Лихачева. В этом пункте состоялось прощание с революцией красного гнева, после чего шторм на море пролитой крови стих, и над историей страны занялся слабый рассвет.
Подвижник, рыцарь культуры, интеллигент Дмитрий Сергеевич Лихачев ушел из жизни 30 сентября 1999 года, но парк его души и сегодня живет среди нас, он всегда по-летнему шумен, полон щебета птиц и внушает каждому, кто пришел отдохнуть под его зеленые своды: человек, будь человеком....
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции