Рейтинг@Mail.ru
Гаагский трибунал: опасно для жизни и нецелесообразно - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гаагский трибунал: опасно для жизни и нецелесообразно

Читать ria.ru в
Дзен

15 марта Государственная Дума РФ заявила о нецелесообразности дальнейшей деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии и потребовала прекратить расследование всех находящихся в производстве МТБЮ дел. В документе, единогласно поддержанном парламентариями, утверждается, что "МТБЮ так и не удалось реализовать идею своего создания". "Принятые за все время существования трибунала решения отличает крайняя степень политизированности и предвзятости. Двойные стандарты стали нормой его работы", - говорится в заявлении депутатов.

Показательно, что в ходе пленарного заседания ГД было предложено выслать из России и все комиссии Евросоюза, которые инспектируют российские тюрьмы и СИЗО. Впрочем, если вспомнить, что пару лет назад ПАСЕ предлагала создать трибунал по Чечне по аналогии с МБТЮ, то недовольство это становится вполне объяснимым.

Справка: За 10 лет работы МБТЮ (до 2003 г.) было возбуждено: в отношении сербов 45 дел; в отношении хорватов - 12; в отношении мусульман - пять; в отношении албанцев - одно дело. Осуждены: 13 сербов, четыре хорвата, три мусульманина. Самый большой срок - 40 лет тюрьмы - получил серб Джелисич; самый маленький - 2 года 6 месяцев – хорват Алешковский К.

Впрочем, "двойные стандарты" в работе Трибунала – не единственная причина для беспокойства, полагают парламентарии. В заявлении говорится о том, что неоказание квалифицированной медицинской помощи Милошевичу является грубейшим нарушением прав человека, и виновные в гибели экс-президента Югославии должны предстать перед судом. Госдума обращает также внимание на то, что "смерть Милошевича - не первый случай гибели заключенного, представителя бывшего сербского руководства". Напомним, что незадолго до смерти Милошевича покончил с собой еще один подсудимый МТБЮ - лидер хорватских сербов Милан Бабич.

Как отмечает радио "Маяк", в ходе обсуждения вопроса о целесообразности существования Гаагского трибунала мнения депутатов от различных фракций отличались удивительным единодушием. Все они согласились с тем, что деятельность МТБЮ превратилась в "политическую инквизицию".

Так, глава думского комитета по международным делам Константин Косачев высказал мнение, что деятельность Гаагского трибунала направлена на выполнение заказа, поставленного странами НАТО. "Преступники установлены раз и навсегда - они в Сербии", - заявил Косачев.

НАТО и МТБЮ. Некоторые факты

6 июля 1995 года, во время конфликта на территории Боснии и Герцеговины, сербы начали наступление на Сребреницу. 24 июля 1995 года первый обвинитель Трибунала Ричард Голдстоун возбудил дело против президента Караджича и командующего Армией Республики Сербской Младича.

В августе-сентябре 1995 года НАТО нанесла воздушные удары по сербским военным объектам, что помогло успешному наступлению мусульман и хорватов. 16 ноября 1995 года было возбуждено второе дело против Караджича и Младича.

23 марта 1999 года парламент Сербии ответил отказом на просьбу НАТО о размещении войск в Косово и Метохии. 24 марта НАТО обрушила на страну бомбовые удары. 31 марта 1999 года второй обвинитель Луиза Арбур обнародовала обвинение против Желко Разнатовича, выдвинутое 30 сентября 1997 года. Никаких изменений в расследовании дела не произошло, и обнародовать обвинение было решено для демонстрации силы Трибунала.

В самый разгар бомбардировок НАТО, 27 мая 1999 года, Арбур обнародовала обвинение против действующих руководителей суверенного государства – президента СРЮ Милошевича, президента Сербии Милутиновича и других.

В сентябре 1999 года обвинителем стала Карла дель Понте. К тому времени скопилось огромное количество материалов, свидетельствующих о нарушениях норм международного права во время натовских бомбардировок Югославии. Дель Понте публично объявила, что будет расследовать действия НАТО. Это так и не было сделано.

Трагическая ошибка или злой умысел?

В том, что работа Гаагского трибунала подвергнется резкой критике со стороны депутатов Государственной Думы, сомнений было мало. Сразу после таинственной смерти бывшего сербского лидера, не дожидаясь объявления результатов патологоанатомической экспертизы, некоторые российские политики заявили о том, что гибель Милошевича – на совести Трибунала, не отпустившего экс-президента на лечение в Москву.

15 марта, в день принятия заявления Госдумы, российские врачи подтвердили заключение голландских медиков, согласно которому Милошевич скончался от сердечного приступа. Однако специалисты не отказываются от мнения о том, что Милошевича можно было спасти.

Между тем, представители трибунала продолжают отвергать упреки в халатности или намеренном отказе от помощи больному подсудимому, сообщает Би-би-си. Генеральный прокурор трибунала Карла дель Понте заявила, что ухудшение здоровья Милошевича - целиком на его совести. "Он сам отвечает за ухудшение своего здоровья. Он секретно принимал препараты", - заявила она.

Можно ли закрыть трибунал?

Российский адвокат Павел Астахов сказал в эфире радио "Маяк" о том, что одного желания России для закрытия МТБЮ недостаточно. "Трибунал будет работать. Поэтому говорить о том, что трибунал должен прекратить свою работу - это чрезмерно и это не в рамках компетенции одной из сторон, которая признает юрисдикцию трибунала - я имею в виду Россию", - отметил Астахов. Он добавил, что решения Государственной Думы недостаточно для того, чтобы требовать прекращения работы трибунала, так как он создавался по решению всех членов Совета безопасности ООН.

Впрочем, с Астаховым согласны не все. Вообще, разговоры о том, что деятельность МБТЮ противоречит ряду норм международного права, ведутся уже давно. Сам Слободан Милошевич до последнего дня не признавал над собой юрисдикцию Международного Трибунала.

Совет Безопасности - не суд. Милошевичу

25 мая 1993 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию # 827 и таким образом учредил Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) ad hoc ("на случай"). Идея заключалась в том, чтобы учредить международный уголовный суд, основываясь на VII главе Устава ООН, а не на международном договоре. Считается, что в тех условиях иного выбора не было, так как учреждение Трибунала на основе договора (как Нюрнбергский и Токийский трибуналы) заняло бы слишком много времени. Этот аргумент по-человечески понятен, но юридически, увы, несостоятелен. Ведь глава VII Устава ООН говорит лишь о том, что Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру и может дать рекомендации или решить, какие меры принять: согласно статье 41 (не связанные с применением вооруженных сил) или статье 42 (связанные с применением вооруженных сил). Но в обоих случаях имеются в виду меры в отношении государств, тогда как юрисдикция МТБЮ распространяется на физических лиц. Юристы МТБЮ ссылаются также на статью 29 главы V Устава ООН, согласно которой "Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, которые он найдет необходимыми". Однако Совет Безопасности не имеет судебных полномочий (в системе ООН их имеет только Международный суд), следовательно, не может передать их своему вспомогательному органу.

Югославия – не член ООН

Как известно, устав международной организации порождает юридические обязательства только для его участников. Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория) с 22 сентября 1992 года до 1 ноября 2000 года не являлась de jure членом ООН. Следовательно, по отношению к этому периоду СРЮ имеет право не признавать юрисдикцию Трибунала, учрежденного (если даже считать это правомерным) на основании Устава ООН.

Конфликт – не международный

В статье 8 Устава определено только начало временной юрисдикции МТБЮ - с 1 января 1991 года, т.е. почти за семь месяцев до того, как первые республики СФРЮ, Словения и Хорватия объявили о своей независимости, и за 11 месяцев до того, как они были признаны в качестве суверенных государств. В связи с чем неизбежен вопрос об обоснованности применения норм международного гуманитарного права в отсутствие международного конфликта.

"На случай" – не навсегда

Прекращение действия юрисдикции Трибунала вообще не установлено: резолюция # 827 неопределенно говорит о "дате, которая будет определена СБ после восстановления мира". В сентябре 2001 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал, что МТБЮ может завершить свою работу к 2008 году. Позже, в январе 2003 года, Карла дель Понте пообещала, что Трибунал будет работать до тех пор, пока на свободе находятся лидеры боснийских сербов Караджич и Младич. Все это выглядит достаточно произвольным для трибунала ad hoc .

Гаага – не Нюрнберг

Ставшая в 1999 обвинителем стала Карла дель Понте возбудила второе и третье дело против Милошевича и настойчиво боролась за то, чтобы все дела экс-президента СРЮ - по Косово (1999), по Хорватии (1991-1992) и по Боснии и Герцеговине (1991-1995) - были объединены в одно, что и было сделано в январе 2002 года. Цель такого объединения - доказать, что Милошевич являлся участником преступного заговора с целью создания "Великой Сербии". Однако выглядит это как пародия на Нюрнбергский процесс, где подсудимые обвинялись в преступном заговоре с целью создания "Великой Германии".

"Преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями", - гласила формулировка Нюрнбергского приговора. Но притом ответственность конкретных лиц не отделялась от международно-правовой ответственности государства: в приговоре сначала давалось описание преступлений Германии и лишь потом - преступлений обвиняемых. МТБЮ же, обвиняя высшие должностные лица в международном преступлении, не устанавливает факт совершения
преступления Югославией. Подробнее

Справка. Параллели между югославскими лидерами и нацистскими преступниками подкреплялись и западными СМИ. Весь мир обошла фотография истощенного мусульманина за сербской колючей проволокой. Этот снимок, воспринятый как доказательство существования в Боснии концентрационных лагерей, стал символом ужасов боснийской войны. Но, как выяснилось позже, созданное им впечатление оказалось лживо. "Концлагерь" оказался местом сбора для беженцев, которые могли в любой момент спокойно уйти. А колючая проволока, запечатленная на фотографии, окружает не боснийских мусульман, а оператора и журналистов.

Международный суд ООН в Гааге. Справка

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала