Председатель ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина о президентских выборах
В Белоруссии 19 марта состоятся выборы президента Республики Беларусь. На пост главы государства претендуют четыре кандидата, в том числе действующий президент Александр Лукашенко и единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич. О ходе избирательной кампании, а также других вопросах предстоящих выборов корреспондент РИА Новости Олеся Лучанинова побеседовала с председателем ЦИК Белоруссии Лидией Ермошиной.
Лидия Михайловна, как Вы оцениваете ход избирательной кампании в Белоруссии?
- Я ее оцениваю как достаточно спокойную и хорошо подготовленную, несмотря на то, что она проходит на четыре месяца раньше срока, который конституция Республики Беларусь отводит для проведения президентских выборов. Это не только мое мнение, но и тех международных наблюдательных миссий, которые работают у нас в стране. Они отмечают высокую степень организационной готовности избирательных комиссий, методическую проработку всех вопросов, которые возникают в ходе избирательной кампании. Несмотря на то, что в начале были заявления о том, что некоторые оппозиционные политические силы не успеют подготовиться к избирательной кампании, реальность показывает, что это не так. В частности, было выдвинуто достаточное количество кандидатов, больше, чем в 2001 году. Все они активно участвуют в выборах, и по количеству той распространяемой рекламной продукции, мы видим, что кандидаты к выборам готовились заранее.
В ходе избирательной кампании возникают определенные конфликты и скандалы, и я думаю, что это неизбежно в ходе подобных мероприятий. Однако ситуация является достаточно стандартной и не выходит за определенные рамки, за которыми уже начинается какие-то волнения и беспорядки.
Чем нынешняя президентская кампания отличается от предыдущей?
- Тем, что у нас сразу же два оппозиционных альтернативных кандидата, которые активно ведут предвыборную кампанию. Кроме того, эти кандидаты подготовили весьма разнообразную массовую агитационно-печатную продукцию. Причем она распространяется не только в печатном виде, но и в электронных версиях. Я бы хотела отметить, что достаточно скромно осуществляется кампания в поддержку, в том числе по рекламной агитации, действующего главы государства. Так, до настоящего времени не распространяются листовки и плакаты с призывом голосовать за него. Кроме того, как и в 2001 году Александр Лукашенко отказался от эфирного времени, предоставляемого для распространения своей предвыборной информации. По сути дела в средствах массовой информации вы практически не увидите каких-либо призывов, агитации в поддержку выдвижения и избрания действующего главы государства. Кампания действующего президента проходит более скромно и менее развернуто, чем это было в 2001 году.
Что касается конфликтов, которые имели место в ходе данной избирательной кампании, можно указать на то, что кампания одного из альтернативных кандидатов, его предвыборная агитация были достаточно грязными, и вызвали большое количество обращений граждан по поводу отмены его регистрации. Я имею в виду господина Козулина.
Будет ли отмена регистрации Козулина, учитывая обращения граждан?
- Мы приняли решение о том, чтобы не отменять регистрацию Козулина с учетом того, что выборы - это политический процесс и чтобы граждане сами определились и решили судьбу каждого кандидата. Все нарушения, допущенные Козулиным в ходе нынешней президентской кампании, будут рассматриваться правоохранительными органами. ЦИК обладает очень небольшими возможностями для принятия мер воздействия. Центризбирком может либо предупредить кандидата, либо отменить регистрацию или передать материалы в органы прокуратуры для применения мер воздействия. Поэтому мы действуем в рамках этого правового поля. Что касается Козулина, то в отношении него возбуждены уголовные и административные производства. Зачем еще Центральной избирательной комиссии прилагать какие-то усилия? Кроме того, очевидно, будет какая-то правовая оценка и действиям Милинкевича в связи с организациями им несанкционированных уличных мероприятий.
Лидия Михайловна, какое количество международных наблюдателей зарегистрировано на сегодняшний день для мониторинга выборов? Как они работают в Белоруссии?
- На сегодняшний день зарегистрировано 1 тысяча 227 наблюдателей. Если сравнивать с референдумом 2004 года, то их на 500 человек больше. Они в меньшей степени представляют страны, а в большей - международные организации. У нас зарегистрированы и работают две крупные международные миссии - миссия наблюдателей от СНГ, в которую входят и наблюдатели от Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, а также самая многочисленная миссия БДИПЧ/ОБСЕ. Она представлена 466 краткосрочными наблюдателями, 51 долгосрочным и 132 наблюдателями от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Кроме того, аккредитованы в качестве наблюдателей послы всех государств, которые пребывают в Республике Беларусь.
Парламент Грузии и Европарламент заявляют о том, что их не пускают в Белоруссию для мониторинга выборов. Так ли это?
- Дело в том, что мы не приглашаем государства. Грузия входит в СНГ, поэтому их наблюдатели могли прибыть в Беларусь в составе этой миссии или в составе другой международной организации. Исполком СНГ самостоятельно формирует миссию наблюдателей, а БДИПЧ - свою. Что касается грузинских наблюдателей, то они достаточно в большом количестве представлены в миссии БДИПЧ/ОБСЕ – семь человек. Для небольшого государства это не так уж мало.
Что касается миссии наблюдателей от СНГ, то глава миссии Владимир Рушайло в своей ноте грузинскому правительству подробно объяснил причину, по которой рекомендованные грузинской стороной представители не были включены в состав миссии. Грузия подала заявку на их включение в состав миссии уже после того, как миссия в необходимом составе была сформирована. Все дело в том, что белорусская сторона поставила условие, чтобы количество наблюдателей от СНГ не превышало 440 человек. Помимо этого, грузинская сторона не вносит в Содружество Независимых Государств членские взносы, необходимые для осуществления наблюдения за выборами. В подобных условиях никаких прав предъявлять претензии Исполкому СНГ у грузинской стороны нет. Поэтому если грузинские наблюдатели приедут в Республику Беларусь, то только в качестве частных граждан.
Что касается наблюдателей от Европарламента, то, как мы должны поступать с этой организацией? Во-первых, Белоруссия не входит в Евросоюз. Таким образом, никаких обязательств перед Европарламентом и Евросоюзом у нас нет. Во-вторых, я, как председатель ЦИК Белоруссии, лишена права на въезд на территорию Евросоюза. То есть я не существую для этого объединения юридически и номенклатурно. С какой стати я буду подставлять правую щеку, если бьют по левой? Подобное отношение считаю оскорбительным, поэтому я таким же образом реагирую на оскорбительные действия этой организации. Никаких обид и претензий они высказывать не могут. Кроме того, к нам не приедут наши коллеги из Польши. Они прислали ответ, что польское законодательство запрещает членам Центризбиркома работать в качестве международных наблюдателей. Украина также отказалась, но весьма любезно и обоснованно - у них проходит парламентская избирательная кампания. Молдавия же никак не ответила на наше приглашение.
На Ваш взгляд, какой процент граждан Белоруссии примет участие в досрочном голосовании?
- Законодательство Белоруссии не предусматривает голосование по открепительным талонам. В случае, если избиратели не могут проголосовать в день выборов, они могут сделать это за пять дней до выборов. Таким образом, мы предоставляем избирателям более широкие возможности участия в выборах. Например, с большей охотой в досрочном голосовании принимают участие наши пенсионеры. Если взять в процентном соотношении, то обычно в досрочном голосовании участвуют около 20% избирателей. И я думаю, что этот процент будет увеличиваться, это нормально. По опыту Финляндии, мы видим, что в досрочном голосовании там принимает участие более 50% граждан.
Можно ли уже спрогнозировать, какой процент белорусов примет участие в голосовании в день выборов?
- Я думаю, что не менее 80% граждан. Судя по тому интересу, который существует в обществе, складывается впечатление, что не менее 80%. Это обычная норма участия граждан в голосовании на президентских выборах. На парламентские выборы нас приходит меньше. Граждане к выборам президента проявляют больший интерес, поскольку считают, что избирают реальную власть в стране. Если у них нет такой уверенности, соответственно, и процент участия будет ниже.
В какие сроки будут подведены окончательные итоги голосования?
- Нам дается десятидневной срок. Но мы сделаем это раньше. Предварительные итоги будут подведены сразу же в день выборов.
Сколько избирательных участков было открыто за рубежом?
- За пределами страны открыт 41 избирательный участок. Сложно сказать, сколько граждан примет участие в голосовании на этих участках. Как правило, этот процент незначительный, он существенно не влияет на итоги голосования. Посольства заранее формируют списки тех, кто желает принять участие в голосовании, поскольку есть граждане, которые постоянно поддерживают связь с белорусскими диппредставительствами за рубежом. Но если кто-то не будет включен в списки, он сможет проголосовать в любом случае.