ТЕЛЬ-АВИВ, 13 мар - РИА Новости. Блокада палестинских территорий и усиленные меры безопасности на улицах израильских городов стали в последние годы непременным атрибутом Пурима - самого веселого иудейского праздника.
Во время праздничных гуляний, начинающихся в понедельник вечером, военным, полицейским, сотрудникам спецслужб будет не до маскарадных шествий и обильных возлияний, предписанных многовековой традицией. В канун Пурима израильская контрразведка (Служба общей безопасности - ШАБАК) располагала 70 предупреждениями о готовящихся терактах. В армейской пресс-службе РИА Новости сообщили о задержании двух палестинцев, пытавшихся пронести на территорию Израиля 15-килограммовое взрывное устройство.
Палестинские экстремисты в прошлом не раз использовали праздничную суету для организации терактов. В марте 1996 года взрыв в Тель-Авиве унес 13 жизней, годом позже жертвами террориста-смертника в том же Тель-Авиве стали трое израильтян.
Стремясь не допустить повторения событий десятилетней давности, армия за два дня до праздника полностью блокировала Западный берег реки Иордан и сектор Газа. Так называемый режим "закрытых территорий" будет действовать до вечера среды.
Все это время палестинцы - тысячи рабочих и коммерсантов, ежедневно отправляющихся на заработки в Израиль, - будут лишены возможности выехать за пределы территорий. Исключение военные готовы сделать лишь для случаев "гуманитарного характера".
По гуманитарным соображениям решено не прекращать работу контрольно-пропускного пункта "Карни", через который в сектор Газа продолжает поступать продовольствие и иные товары.
В дни праздника улицы и площади израильских городов, места массового скопления граждан, районы, прилегающие к палестинским территориям, будут патрулировать тысячи полицейских, пограничников и военнослужащих, переведенных на усиленный режим несения службы.
Праздник Пурим, посвященный чудесному спасению еврейского народа от истребления во времена персидского плена, отмечается 14-го дня месяца адара, который в этом году пришелся на понедельник-вторник.
Как гласит предание, во времена правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса) великий визирь по имени Аман добился разрешения на уничтожение евреев и метал жребий (на арамейском - "pur", отсюда произошло название праздника), чтобы определить дату погрома.
Узнав о грозящей беде, жена царя, еврейка Эстер и ее двоюродный брат Мордехай собрали единоверцев для поста и молитвы. Именно с этого момента, как учат еврейские мудрецы, Бог перевернул жребий и обрушил коварные замыслы Амана на его собственную голову.
Во время пира в честь Эстер Ахашверош пообещал исполнить любое ее желание. Царица попросила даровать жизнь ей и ее народу. Царь разгневался на Амана, и казнь постигла не евреев, а злодея-визиря и его сыновей. Евреям же было разрешено самим атаковать своих врагов.
История праздника записана в свитке Эстер, торжественное чтение которого является неотъемлемой частью Пурима. При чтении свитка каждое упоминание Амана верующие встречают оглушительным шумом, стуча ладонями по столу, используя всевозможные подручные средства: от простейших дудок и хлопушек до специальных пуримных трещоток, порой очень дорогих и затейливо украшенных.
В Пурим принято посылать друзьям лакомства, раздавать подарки бедным, устраивать праздничное застолье, пить вино и радоваться. По традиции еврей должен выпить столько, чтобы быть не в состоянии отличить фразу "Благословен Мордехай!" от "Проклят Аман!". Одно из главных угощений за праздничным столом - треугольное печенье с маковой начинкой, которое называется "уши Амана".
Пурим практические повсеместно справляют 14 адара - в день, когда евреи праздновали победу над своими врагами. Однако в персидском городе Шушан (Сузы) битва с погромщиками продолжалась не один, а два дня, и победу там отметили только 15 адара.
В память об этом в Иерусалиме Пурим празднуют на день позже, чем в остальном еврейском мире. Той же традиции, в соответствии со свитком Эстер, придерживаются в других "укрепленных городах". К этой категории принято относить населенные пункты, которые были окружены каменной стеной еще во времена Иисуса Навина, преемника Моисея.