"При переходе через Уральские горы дорожные условия были столь же идеальны, как на Оби. Сейчас я в Ухте, первом городе после перехода. Сам горный переход стал настоящим удовольствием и для собак, и для команды, и для меня самого.
Пересечь Урал, как пересек его я, - это все равно, что проплыть мыс Горн при попутном ветре, загорая на передней палубе корабля. Я не сильно преувеличиваю, так как местные жители сказали мне, что это была единственная неделя зимы, когда не было типичных для этого времени года ветров, скорость которых составляет 40-100 км/ч. Перевал, отделяющий Сибирь от европейской части России, я преодолел при полном отсутствии ветра и идеальной температуре (-25°C/-30°C), под синим небом и большим солнцем... Никто не помнит, чтобы за последние 20-30 лет кому-либо удавалось пройти этот перевал, настолько он считается непроходимым. Здесь, где не ступала нога человека, я повстречал самых разных животных или, по крайней мере, видел их следы: это и северный олень, и лось, и глухарь. Проходить перевал в таких условиях - настоящее счастье. Собаки мчались веселой рысью, принюхиваясь то к одному следу, то к другому, и всем своим существом выражали восторг.
Переход был тем более замечательным, что с другой стороны Урала навстречу выехала еще одна команда проходчиков, с тем чтобы на снегоходах утрамбовать трассу. При спуске собаки радостно бежали на полной скорости. Так, в течение пяти дней мы проходили по 100-120 км в сутки, что совершенно невероятно для горной местности.
Кстати, горы были исключительной красоты... Эти самые древние в мире вершины едва превосходят 1800 м над уровнем моря. Повсюду видна эрозия - результат воздействия ветра и осадков. Устремляющиеся к вершинам потоки воздуха обдувают скалы, и даже у деревьев ветви растут лишь с одной стороны - настолько агрессивен ветер. Горные склоны местами покрыты лесом, а ручейки быстро превращаются в реки, водная гладь которых отражает совершенно уникальные отблески. Днем эти замерзшие реки излучают голубое сияние, а когда наступают сумерки или начинается рассвет, лед окрашивается красными и розовыми оттенками. Настоящее волшебство...
Итак, условия перехода были столь исключительными, что казалось - Сибирь решила на прощание извиниться за три месяца мучений. Она словно сказала: "Приготовлю-ка я им небольшой подарок, иначе у них останутся обо мне слишком мрачные воспоминания..."
Наконец, я возвратился в Европу, ибо Урал служит границей между Европой и Азией. В воздухе стояла удивительная свежесть. Настоящее счастье... Все было волшебным, ослепительным. Этот день навсегда останется в моей памяти, как одно из самых замечательных воспоминаний об "Одиссее". Хотя...
Ну, конечно! Какими бы замечательными ни казались условия, обязательно возникает какая-то неприятность. Покрывающий реки лед настолько твердый, что мое левое плечо не даст соврать... Я упал и слегка ушиб руку, которую затем пришлось неподвижно держать в кармане, управляя упряжкой другой рукой. Поверьте, это совсем не легко...
Наконец, мы очутились по другую сторону гор. К Ухте мы подъехали к 7 часам утра, так как я часто совершаю длительные ночные переходы, и теперь мне и собакам необходим день отдыха, хотя они и торопятся снова в путь... Но животных еще нужно поберечь, ибо остаток пути обещает стать, извините за выражение, более "цивилизованным", а значит - меньше широких пространств, узкие заснеженные трассы, больше городов, деревень и так называемых автодорог... Возможно, гостеприимная красота уральских просторов придаст нам новые силы на остаток пути...
Продолжение следует.
Николя Ванье".
Столь идиллический переход через Уральские горы, возможно, объясняется удачей, которую привлекли встретившиеся по пути шаманы. На каждом привале они дарили Николя амулеты и взывали к благорасположению духов... Об их обычаях и обрядах, даже если они и не имеют отношения к неожиданному везению, все же нельзя не упомянуть...
ШАМАНИЗМ
Введение
Шаманизм - очень древнее занятие, распространенное по всему миру и имеющее свои различия в зависимости от конкретной страны и конкретного шамана. Его можно рассматривать как примитивную форму религии, эзотерическое знание или, как стали говорить недавно, духовное возрождение, способствующее возврату человека в лоно природы через собственное восприятие.
Критики шаманизма, главным образом западные, всегда видели лишь колдунов в этих священнослужителях, вступающих в контакт с неизвестными или плохо известными силами. Однако шаманы не опровергают само понятие "колдун", придавая ему более широкое значение (в отличие от узкого - "человек, владеющий тайнами черной магии").
Следует напомнить, то религия есть система принципов и занятий, связанная с неким высшим существом, которое можно обозначить как Бог, как совокупность божеств или как Вселенная.
Итак, шаманизм - это форма религии, хотя у нее и отсутствует четкая система принципов, признанный лидер, организованные богослужения и священные книги, как у основных мировых религий. Одни шаманы любят говорить: шаманами не становятся, ими рождаются. Этим они показывают некую природную предрасположенность. Другие вообще не употребляют слова "шаман".
Основной характеристикой, отличающей шаманов от остальных людей, является их способность вступать в контакт с потусторонним миром.
История
Судя по всему, шаманизм появился несколько тысячелетий тому назад в Сибири и Центральной Азии. В Европе, в частности в Греции, шаманизм был известен еще до нашей эры. Платон описывал шаманов как служителей культа, которые владели священным языком и следовали древним традициям, утверждая, что внутри человека есть душа божественного происхождения, которая при помощи соответствующих приемов может покинуть тело, которая существует до и после тела.
Бон - тибетский культ, практиковавшийся до появления буддизма, - представлял собой совокупность шаманских обрядов, некоторые из которых содержатся в "Тибетской книге мертвых".
Кроме того, шаманизм существовал у американских индейцев и австралийских аборигенов.
Обучение
В отличие от основных мировых религий, у шаманов отсутствуют священные книги. Как и любое эзотерическое знание, шаманизм передается устно от учителя к ученику.
Существует ряд изданий, описывающих в популярной форме шаманские обряды, но ни одно из них нельзя назвать авторитетным.
С того момента, как ребенок начинает проявлять способности к этой форме бытия и для себя ее принимает, он получает знания сначала от душ умерших шаманов во сне или в состоянии транса, а затем от живых шаманов посредством различных символов и обрядов.
Функции шаманов и их ритуалы
Шаман известен прежде всего как знахарь. Кроме того, это защитник от злых духов и прорицатель, ибо все эти функции являются следствием его способности связать мир видимый с миром невидимым. Жесты, транс, танцы, заклинания и песни входят в состав ее неисчислимых обрядов.
Традиционный шаман должен обязательно носить костюм из шкуры животного и головной убор, состоящий из повязки, украшенной лентами, кусочками железа и различными изображениями. Иногда шаманы надевает маску, берут в руки медное зеркало, прутья и барабан.
Шаманизм в наши дни
Несмотря на то, что шаманизм до сих пор сохранил дух прошлого, в частности свою приверженность природе, он видоизменяется, по меньшей мере у некоторых шаманов, в плане экстрасенсорных экспериментов, измененного сознания, визуализации и медитации, приближаясь к ряду других культов, таких как йога в Индии или боевые искусства в Китае.
В наши дни шаманизм воспринимается как духовное возрождение, способствующее возврату человека в лоно природы через собственного восприятие.
В 1960-1968 гг. начинающий американский этнограф Карлос Кастанеда (1925-1998) стал учеником дона Хуана Матуса - индейца племени яки, специалиста по колдовству, лечебным и галлюциногенным травам. Кастанеда написал около десятка книг, предназначенных как для широкого, так и для узкого круга читателей, положив конец устной традиции передачи этих знаний.