ИНТЕРВЬЮ РИА «НОВОСТИ» Директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Александра Чепурина
Какое понятие МИД вкладывает в термин «соотечественник»? Должен ли этот человек обладать российским гражданством, или принимается во внимание только его принадлежность к бывшему СССР, или же его желание считать себя россиянином?
Вы начинаете беседу с очень важного вопроса, вокруг которого уже несколько лет не утихают дискуссии. Действительно, от ответа на него во многом зависит, как нам строить работу с соотечественниками за рубежом, на какие целевые группы ориентироваться, какие нужны ресурсы и т.д.
У нас есть закон 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», где предпринята попытка уложить понятие «соотечественник» в юридическую формулу. Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, которую возглавляет Сергей Лавров и которая состоит из исключительно авторитетных и компетентных членов, создала специальную рабочую группу во главе с председателем Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андреем Кокошиным, которой поручена подготовка изменений и дополнений к упомянутому закону.
Вообще же я бы выделил три момента, определяющих наш подход к вопросу о соотечественниках. Во-первых, речь идет о российских гражданах, постоянно проживающих за рубежом. На учете в консульских учреждениях сегодня состоит около 1,2 млн. таких граждан. С учетом того, что многие поняли важность такой постановки на учет, в том числе на случай чрезвычайной ситуации, утраты документа, это число сегодня больше, чем еще несколько лет назад, тем не менее, оно вбирает где-то 15-20% всех реально постоянно проживающих сограждан, число которых таким образом составляет до 8-10 млн. человек. Эту категорию можно, очевидно, назвать «сограждане за рубежом».
Можно говорить и о другой группе – о выходцах из Российской Федерации – русских, татарах, лезгинах и других, чьи корни находятся в России. Следует отметить, что еще десять-пятнадцать лет назад назывались цифры 35-40 млн. человек. Но часть их в последние пятнадцать лет вернулась в Россию, значительное количество при проведении переписи в странах СНГ последнего времени (например, на Украине) «значилось» в графе титульной нации.
Исходя из этого, российская диаспора сегодня составляет порядка 25-30 млн. человек. Эти люди активно работают на русском культурно-образовательном поле, на них во многом рассчитаны программы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. Многие из них не по своей воле оказались «за рубежом», прежде всего, в странах СНГ и Балтии.
Наконец, как я уже говорил, есть Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года. Он устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии». В соответствии с этим Законом к соотечественникам относятся следующие категории населения:
- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;
- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.
Что касается Вашего замечания относительно желания считать себя россиянами, то здесь следует процитировать слова президента России Владимира Путина на первом Всемирном конгрессе соотечественников в 2001 году, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают суть дела: «Соотечественник – категория далеко не только юридическая. И уж тем более не вопрос статуса или каких бы там ни было льгот. Это, в первую очередь, вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения. Я бы сказал даже точнее – духовного самоопределения».
Другими словами, соотечественники для нас – это люди, проживающие как на постсоветском пространстве, так и в традиционном зарубежье, связанные с Россией этническими, историческими, культурными, языковыми и духовными узами, стремящиеся сохранить свою российскую самобытность и испытывающие потребность в поддержании контактов и сотрудничества с Россией.
Ваш Департамент был образован относительно недавно. Какие задачи являются первостепенными для Вас на данном этапе?
Да, наш Департамент самый молодой в МИДе, он начал функционировать с 1 ноября прошлого года, когда был подписан соответствующий приказ Министра, а до этого – распоряжение Президента. Но с самых первых дней от нас потребовали полной отдачи, полного КПД. Это естественно. Учреждение в системе МИД специального подразделения, занимающегося поддержкой россиян за рубежом, на практике отражает приоритетность этой задачи во внешней политике нашей страны. Департамент курирует статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин. Директор департамента является также ответственным секретарем Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, в структуре департамента отдел-секретариат ПКДСР. Комиссия – это орган, где вырабатывается стратегия наших действий на направлении соотечественников, обсуждаются ключевые практические вопросы, координируется работа различных структур на этом поле, в частности, министерств и ведомств, субъектов федерации, различных организаций, в том числе исследовательских, культурных и так далее.
Подчеркну, что стратегическая цель России состоит в том, чтобы соотечественники были полноправными гражданами стран своего проживания, сохраняли при этом свою этнокультурную самобытность, выступали в качестве авторитетного интеллектуального, экономического и духовно-культурного ресурса России в мировой политике. Для этого наш Департамент ведет постоянный мониторинг положения россиян, собирает и анализирует информацию о реализации их прав и законных интересов, при необходимости вносит предложения о действиях с нашей стороны.
Ведется большая работа по поддержке русскоязычного информационного, образовательного, культурного пространства. Для этого на регулярной основе организациям, библиотекам и учебным заведениям соотечественников направляется литература, учебные пособия, кинофильмы. Ведется переподготовка преподавателей русского языка, организуются экскурсии школьников.
В чем особенности российской диаспоры в странах постсоветского пространства и в дальнем зарубежье?
Российская диаспора, как я уже отметил, одна из крупнейших в мире. Есть страны, где только русские составляют свыше 20% населения. Это – Казахстан(28%), Латвия(29%), Эстония(29%), Украина(22%). Эти проценты, конечно, ориентировочные, оценочные.
Естественно, российская диаспора неоднородна. Она складывалась из различных волн эмиграции – дореволюционной и послереволюционной, послевоенной и современной. Диаспора неоднородна в социальном, национальном, политическом и культурном отношениях. В иноязычной и инокультурной среде соотечественникам весьма непросто сохранять русский язык и русскую культуру.
В этих условиях ведем дело к сохранению и укреплению широкой сети культурных, языковых, образовательных, экономических, социальных связей с россиянами за рубежом, с теми, кого коротко называют «Русским миром» или, видимо, будет правильнее сказать, - «Российским миром».
Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники?
Из сказанного выше вытекает ответ на этот вопрос. В разных странах и в разных уголках мира и проблемы, и потребности россиян во многом схожи. В подавляющей части мира русскую культуру, русский язык рассматривают как дополнительную яркую черту на большой палитре национальной культуры. Ведь, например, Европа всегда была полиэтнична и поликультурна.
Вопрос имеет и политическую сторону. Гармоничное сосуществование этносов и их культур, возможность их свободного развития на территории одного государства – важное условие стабильности и безопасности, в том числе безопасности человека. И наоборот: подавление или насильственное поглощение языка, культуры национального меньшинства, нарушение его прав и свобод – прямая дорога к дестабилизации обстановки.
К сожалению, мы сталкиваемся с такими явлениями в отношении соотечественников, нашей культуры, языка, образования в некоторых государствах на пространстве бывшего СССР. Требует уточнения терминология, которая используется в отношении соотечественников. Так, термин «русскоязычные» не везде позитивно воспринимается соотечественниками. Здесь видится оттенок некоторой дискриминации. Так часто называют тех, кто не говорит на местном языке. Тем более не подходит термин «русскоговорящие», поскольку здесь речь может идти о любом иностранце, говорящем на русском. При этом порой сложно найти что-то более подходящее.
Как Вы оцениваете положение соотечественников в странах Балтии на данный момент? Меняется ли ситуация к лучшему в этом регионе?
Очень хотелось бы дать позитивный ответ на Ваш вопрос, но пока оснований для этого нет.
Общая численность русскоязычного населения стран Балтии составляет более миллиона человек. Таким образом, речь идет не просто о национальном меньшинстве, а о весьма значительной части населения, которая активно участвовала и участвует в создании национального богатства этих государств, по праву должна быть их неотъемлемой частью.
Каково же положение этого национального меньшинства на практике?
В Латвии и Эстонии остро стоит проблема массового безгражданства для сотен тысяч людей – наших соотечественников. Относительно натурализации скажу следующее. Сегодня в Латвии и Эстонии насчитывается около 600 тыс. «неграждан» – постоянных жителей, имеющих этот унизительный статус. Налицо дискриминация на выборах по политическим мотивам. Широко практикуется дискриминация неграждан в социально-экономической области. На них распространяются многочисленные – несколько десятков – ограничения на профессии, приобретение недвижимости и др. Происходит дискриминация русских как языкового меньшинства – они по закону лишены права получать от властных структур официальную информацию на родном языке. Законодательно регламентируется обязательное знание госязыка работниками не только государственного, но и частного сектора, что равносильно запрету на профессии. Идет демонтаж системы среднего образования для детей представителей национальных меньшинств, ликвидация русских школ.
На фоне судебных преследований престарелых ветеранов Великой Отечественной войны в Латвии и Эстонии, отказа в выдаче видов на жительство российским военным пенсионерам в Эстонии в нарушение действующего межправительственного соглашения, цинично ведется героизация бывших гитлеровцев в этих странах.
Естественно, мы не можем оставлять без внимания подобную ситуацию. Жестко ставим вопросы прав человека в Латвии и Эстонии в двусторонних контактах.
В целом, Российская Федерация строит свои отношения с другими государствами в соответствии с их готовностью учитывать интересы России, в том числе касающиеся обеспечения прав и законных интересов наших соотечественников. Активно используем в этих целях механизмы международных организаций – ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Союз государств Балтийского моря, а также политдиалог Россия–ЕС и Россия–НАТО. Активизировалась работа и в Европейском суде по правам человека.
При этом подчеркну, что наши требования к этим балтийским странам не выходят за рамки соответствующих рекомендаций авторитетных международных организаций предоставить нацменьшинствам базовые политические и социально-экономические права. Напомню только о словах Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Рольфа Экеуса, который во время посещения Риги в июне прошлого года призвал латвийское государство «обеспечить равные права» и издавна живущим в стране представителям нацменьшинств, и тем, кто приехал сюда в последние десятилетия.
На мой взгляд, пришло время, когда Рига и Таллин могли бы проявить больше доброй воли, снять некоторые очевидные вещи, омрачающие жизнь наших соотечественников, проживающих в Латвии и Эстонии.
Каковы тенденции в странах СНГ? Где ситуация наиболее благоприятная, а в какой из стран бывшего СССР проблемы стоят наиболее остро?
В целом, если провести сравнительный анализ, ситуация на пространстве СНГ складывается существенно лучше, чем в странах Балтии.
Вместе с тем следует признать, что переломить тенденции к практически повсеместному росту неудовлетворенности соотечественников своим положением чрезвычайно трудно. Не происходит каких-либо сдвигов в материальном и социально-экономическом обеспечении соотечественников. Продолжающаяся миграция трудоспособной, социально активной части диаспоры приводит к тому, что в составе диаспоры все больший удельный вес составляют представители малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи).
Бросается в глаза неадекватность представительства россиян во власти: их, как правило, нет среди руководителей местных администраций, в судебных и правоохранительных структурах. Имеют место факты «выдавливания» соотечественников с престижных должностей в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения.
В ряде стран больной вопрос – сужение русскоязычного пространства. Здесь и сокращение количества русских школ, и сеток телевизионного и радиовещания на русском языке, сокращение доступа к русскоязычным периодическим изданиям.
С февраля 2001 года прекращено преподавание на русском языке в высших учебных заведениях Туркменистана. Насколько мне известно, нет ни одного вуза с официально применяемым русским языком обучения и на Украине.
За множеством такого рода примеров негативного свойства было бы неправильно, однако, не видеть того факта, что в большинстве стран СНГ русскоязычное население – это важный фактор внутренней и внешней политики, их двусторонних отношений с Россией. Например, в Белоруссии принципы правового межнационального равенства закреплены более чем 20 законодательными актами. Там отсутствуют ограничения прав и свобод в сфере образования, трудоустройства, социальной защиты и др. Идея национальной толерантности активно проповедуется православной церковью Белоруссии. Несмотря на препоны, чинимые властями, наращивает тиражи, занимая ведущее место в информационном поле, русскоязычная пресса на Украине. В крупных государственных университетах Молдавии (города Комрат и Тараклия), а также в Славянском Университете в Кишиневе обучение ведется на русском языке; в других государственных вузах имеются группы с русским языком обучения.
Русский язык доминирует в общественно-политической и культурной жизни Белоруссии, имеет широкое хождение на Украине, в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Армении, Молдавии. Получение образования на русском языке по-прежнему считается престижным во многих странах СНГ.
Важный «оплот» русского языка – совместные высшие учебные заведения, действующие в соответствии с межправительственными соглашениями в Киргизии, Таджикистане и Армении.
Какие рычаги Россия может задействовать в отношении руководства тех стран, где отмечается грубое нарушение прав наших соотечественников?
В принципиальном плане позиция России состоит в том, что она не может и не должна оставаться в стороне от тех озабоченностей или проблем, с которыми сталкивается российская диаспора в той или иной стране, в особенности, когда речь идет о нарушениях прав и свобод человека. Это и наш моральный долг перед соотечественниками, и вопрос престижа и жизненных интересов государства.
Ясно, что реакция на те или иные нарушения прав соотечественников должна быть адекватной, увязываться с общей тканью двусторонних отношений. Важно, чтобы она не провоцировала на еще большие дискриминационные меры, была взвешенной и юридически безукоризненной. Приоритет, на мой взгляд, должен отдаваться проверенным международной практикой методам политико-дипломатического воздействия. Это предполагает, в первую очередь, активное будирование вопросов нарушений в ходе политического диалога на самых различных уровнях – официальных, парламентских, общественных, добиваясь неукоснительного выполнения партнерами взятых на себя международных обязательств в области прав человека и прав национальных меньшинств. Большую пользу могли бы принести СМИ, проводя свои собственные расследования и активно доводя свою точку зрения до общественности заинтересованных стран и мирового общественного мнения.
Не менее важно использовать и механизмы международных организаций. Одним словом, рычаги воздействия есть, и они должны быть эффективно задействованы.
Каков бюджет запланирован на 2006 год на работу с соотечественниками?
С 1995 года работа по линии соотечественников опирается на ресурсы федерального бюджета. За эти годы средства, ежегодно выделяемые на эти цели, выросли. Однако по сравнению с предыдущим годом финансирование осталось практически на прежнем уровне. В 2005 году было выделено 304 млн. рублей. В текущем году на эти цели направляется 323,5 млн. рублей.
Почти 65 процентов этой суммы используется на мероприятия, организуемые и проводимые непосредственно в странах проживания наших соотечественников. Общественным организациям российской диаспоры оплачиваем расходы по проведению конференций, выставок, семинаров и т.д., связанных с памятными датами российской истории и культуры. За счет этих средств появилась возможность поддержать важнейшие очаги русской культуры за рубежом – русские театры, коллективы художественной самодеятельности соотечественников, образовательные учреждения, осуществляющие обучение на русском языке. Молодежные объединения проведут в текущем году фестиваль «Молодежь против террора» в Литве, примут участие в работе форумов молодежных объединений в Москве и Казани, пошлют свои команды в Москву для участия в состязаниях Международного молодежного спортивного фестиваля. Свыше 5000 организаций соотечественников будут подписаны на российские печатные периодические издания. Оказывается поддержка ветеранам и остронуждающимся в материальной поддержке соотечественникам.
Более ста миллионов рублей будут использованы для проведения мероприятий с участием соотечественников в России. Прорабатывается вопрос проведения этой осенью Всемирного конгресса соотечественников. Местом проведения, скорее всего, станет Санкт-Петербург, с учетом того, что предыдущий конгресс проходил в Москве. На него съедутся до 600 представителей российской диаспоры из большинства стран мира.
Для более тысячи учителей русской словесности и начальных классов школ с русским языком обучения на базе ведущих педагогических университетов и институтов нашей страны будут организованы курсы повышения квалификации. Свыше 600 тысяч экземпляров учебников, справочной, энциклопедической и художественной литературы российских издательств пополнят библиотечные фонды образовательных учреждений стран СНГ и Балтии. 2500 молодых соотечественников получат возможность поступить в российские высшие учебные заведения по специальной квоте.
Все это только часть запланированной на год работы. Прорабатывается возможность реализации «пилотного проекта», направленного на распространение апробированных в странах СНГ мероприятий по поддержке соотечественников на страны дальнего зарубежья. Мы рассчитываем «наработать» в 2006 году опыт по взаимодействию с соотечественниками в странах традиционного зарубежья, который позволит существенно расширить географию работы с диаспорой, исходя из того, что работа в дальнем зарубежье не потребует значительных средств.
Большую работу с соотечественниками ведут субъекты Российской Федерации, прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. Одно из ключевых мест здесь принадлежит Росзарубежцентру. Нам важно тесно сотрудничать, в том числе в плане организации значимых мероприятий, рационально использовать финансовые ресурсы, координировать работу, дополнять друг друга. Эффект от этого может быть гораздо большим, чем видится на первый взгляд, большим, чем простое сложение.
Пока слабо представлены на поле соотечественников неправительственные организации, этот вопрос весьма актуален. «Вне игры» по-крупному остается и бизнес сообщество. Эти вопросы планируется предметно обсудить на одном из ближайших заседаний Комиссии.
Как известно, в феврале в МИД России состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников, возглавляемой Сергеем Лавровым. Какие вопросы вошли в повестку дня?
Комиссия одобрила проект Программы работы с соотечественниками, который в ближайшее время будет представлен на утверждение руководства России. В документе ставится цель дать ответ на современные вызовы и потребности россиян за рубежом, сделать их не только получателями нашей поддержки, но в первую очередь партнерами в отстаивании общих интересов. Рассматривались также предложения о созыве второго Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, имея в виду, что после первого форума уже прошел значительный срок – более четырех лет (октябрь 2001 г.). Затрагивались и различные аспекты положения наших соотечественников в отдельных странах СНГ, в частности, на Украине, в Белоруссии и Молдавии наряду с мерами по их поддержке.
Следующее заседание планируется на конец мая. Будут обсуждены вопросы, касающиеся положения соотечественников в Латвии, Литве и Эстонии, а также координации работы по поддержке соотечественников за рубежом правительственными структурами, субъектами федерации, коммерческими и некоммерческими организация.
Ирина Чумакова