Рейтинг@Mail.ru
Таможня не дает "добро": блокада Тирасполя или плановая мера? Проблема - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Таможня не дает "добро": блокада Тирасполя или плановая мера? Проблема

Читать ria.ru в
3 марта, глава украинской таможни Александр Егоров подписал распоряжение, согласно которому все грузы, пересекающие украинско-приднестровскую границу, должны проходить процедуру таможенного оформления не в Приднестровье, а в Молдавии.

В минувшую пятницу, 3 марта, глава украинской таможни Александр Егоров подписал распоряжение о введении новых таможенных правил, согласно которым все грузы, пересекающие украинско-приднестровскую границу, должны проходить процедуру таможенного оформления не в Приднестровье, а в Молдавии. В тот же день железнодорожные станции "Кучурганы" и "Слободка", относящиеся к Одесской железной дороге (и, соответственно, находящиеся в подчинении Украины), отказали в приеме грузов, транспортируемых с территории Приднестровья. К вечеру 13 вагонов с продукцией Рыбницкого Молдавского металлургического завода не были пропущены на территорию Украины. В транспортировке транзитных грузов, проходящих через Приднестровье, отказала и "Молдавская железная дорога".

Новый режим перемещения грузов предполагалось ввести с 25 января 2006 года в соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, подписанным в декабре прошлого года, однако украинская сторона отложила введение его в действие для уточнения технических моментов. Так что сюрпризом происшедшее не стало. Но стало поводом для конфликта.

Приднестровье: переговоры по урегулированию отменяются

В Тирасполе действия украинских властей расценили как введение экономической блокады непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

"Принятием распоряжения кабинета министров Украины номер 112 наш сосед и гарант отошел от принципов объективности и беспристрастности, выступив на стороне одной из конфликтующих сторон (Молдавии)", - заявил президент ПМР Игорь Смирнов. Смирнов отметил, что Украина становится основным инструментом для достижения Молдовой политических целей. Фактически, полагает президент ПМР, Киев отказывается от роли посредника и гаранта приднестровского урегулирования. Поэтому, полагает он, вести переговоры по урегулированию в формате "пять плюс два" (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, США и Евросоюз) нет смысла. Глава Приднестровья добавил, что введение Украиной нового режима перемещения товаров "будет иметь целый ряд серьезных политических последствий".

Справка. Очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "пять плюс два", проходивший  27-28 февраля в Кишиневе и Тирасполе, проходил тяжело и заканчивался безрезультатно. Тогда молдавская делегация во главе с министром реинтеграции Молдавии Василием Шовой неожиданно и без объяснения причин покинула зал заседаний. Через некоторое время Шова предложил продолжить переговоры 7 марта. Однако посредники никак не отреагировали на предложение Шовы.

По словам Смирнова, введение 3 марта Украиной нового таможенного режима призвано расколоть приднестровское общество по линии "власть-бизнес", вызвать социально-экономический кризис, сменить руководство в Приднестровье, ликвидировать непризнанное государство и изменить баланс сил в регионе. Глава ПМР добавил, что "никакого голода, холода" власти республики не допустят. "У нас есть для этого все возможности", - подчеркнул он.

Ранее президент Приднестровья призвал Украину взвесить политические последствия введения с 3 марта новых таможенных правил и "не допустить масштабной социально-экономической катастрофы в регионе". "Не учитывая международные принципы, Кишинев в очередной раз решил взять под свой контроль приднестровскую экономику и пополнить свой бюджет за счет работы наших предприятий", - отметил приднестровский лидер в телеобращении к населению в воскресенье.

Он напомнил, что право на свободную экономическую деятельность для Приднестровья было закреплено в Московском Меморандуме 1997 года, под которым стоит подпись и президента Украины. Кабинету министров непризнанной республики дано поручение разработать комплекс экстренных мер, включающий контроль за всеми жизненно важными сферами, в том числе за продовольственной, финансовой и энергетической.

Представителями ведущих общественных организаций в Приднестровье был создан антиблокадный координационный совет, призванный согласовывать действия общественности в условиях "таможенной блокады". Также был организован межведомственный совет при президенте, в состав которого вошли члены кабинета министров, руководители ведомств, главы администраций городов и районов.

В качестве одной из ответных мер на введение новых таможенных правил власти Приднестровья решили не пропускать транзитные грузы в Молдавию, сообщил РИА Новости источник в руководстве непризнанной республики. По словам собеседника агентства, это касается грузов, перевозимых как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. В Пограничной службе Приднестровья эту информацию подтвердили. Начальник пассажирской службы госпредприятия "Железная дорога Молдовы" Василий Волчок также подтвердил РИА Новости, что "приднестровские власти заблокировали движение всех поездов, следующих через станцию Бендеры". В связи с этим, уточнил он, "все пассажирские поезда, следовавшие в Молдову, в том числе транзитные, направляются сейчас через северный регион страны". А начальник Приднестровской железной дороги Сергей Марцинко сообщил журналистам, что на протяжении полутора лет Приднестровье не получает плату за транзит перевозимых грузов по железной дороге. "Мы хотим восстановить справедливость и поставить власти Кишинева в те условия, в которых пребываем сами" - сказал Марцинко.

Между тем, на приднестровско-украинских пограничных переходах скапливаются транспортные средства, что грозит полностью заблокировать сообщение между Тирасполем и Киевом. По информации министра иностранных дел непризнанной Приднестровской республики Валерия Лиская, "не менее трехсот единиц транспорта заблокировали 90% коммуникаций между Приднестровьем и Украиной". Лискай добавил, что в ближайшие дни будут полностью блокированы все коммуникации. По его мнению, если проблема не будет решена в рамках существующих переговорных механизмов, в ближайшую неделю кризис перерастет в политический.
В настоящее время  движение автотранспорта парализовано на пункте пропуска Новые Гояны – Платоново. Здесь, из-за большого скопления большегрузных автомобилей, прекращено всякое движение, в том числе легковых автомобилей и рейсовых автобусов.

Россия: новый таможенный режим должен быть пересмотрен

МИД России призвал Молдавию и Украину пересмотреть введенный для Приднестровья таможенный режим, назвав его попыткой оказания экономического давления на Тирасполь. "То, что в Кишиневе и Киеве пытаются представить как наведение порядка на границе, в действительности является очередной попыткой оказать экономическое давление на Тирасполь с целью принуждения его к политической капитуляции в вопросах приднестровского урегулирования", - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства РФ.

В документе обращается внимание на то, что меры по ужесточению режима перемещения товарных потоков Приднестровья были введены без предварительного оповещения. Напомнив, что угрозу прибегнуть к подобным шагам молдавская сторона озвучивала с начала года, российский МИД предупредил, что присоединение к ним Украины чревато резкой эскалацией напряженности. МИД РФ также напомнил о Меморандуме об основах нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем 1997 года и призвал немедленно начать консультации всех заинтересованных сторон с целью выработки взаимоприемлемых путей решения проблем.

Во вторник, 7 марта, в Приднестровье для изучения ситуации на приднестровском участке украинско-молдавской границы вылетела российская делегация, в состав которой вошли представители Совета Безопасности РФ, аппарата правительства, МИД России и других ведомств.

Ранее общественные организации Приднестровья обратились к руководству России с открытым письмом, в котором попросили о поддержке в связи с введенным Украиной новым таможенным режимом на границе. В распространенном 5 марта открытом письме говорится, что в истории Приднестровья были военная агрессия, политическая, дипломатическая, информационная и различные виды экономических блокад, как со стороны Молдавии, так и некоторых западных организаций и стран. "Но сегодня больно осознавать, что к этому присоединилась и Украина, государство, с которым нас связывают исторические корни, узы дружбы и родства. Осталась одна Россия, на которую мы можем положиться, в которую мы верим", - отмечается в документе.

С просьбой о содействии обратился к своему российскому коллеге и президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Приднестровья Василий Кожан. В отправленном им письме на имя Евгения Примакова отмечается, что результатом введения Украиной новых таможенных правил станет многократное усиление финансовой нагрузки на предприятия Приднестровья, которым придется отчислять дополнительные налоги и сборы в бюджет Молдовы на сумму не менее $150 миллионов. Кроме того, замечает Кожан, двойное налогообложение и таможенное оформление повлекут за собой дополнительные финансовые затраты, которые существенно увеличат себестоимость продукции и приведут к снижению ее конкурентоспособности и потери рынков сбыта. Среди других возможных последствий глава ТПП Приднестровья упоминает срыв международных контрактов, и, как следствие, начисление штрафных санкций, потерю деловых партнеров. Все это приведет к остановке производственных предприятий, росту цен на товары первой необходимости на 30-50% и, в конечном счете, к масштабной гуманитарной катастрофе, полагает Кожан.

В интервью РИА Новости Кожан пояснил, что от введения Украиной новых таможенных правил потеряют все, в том числе Украина и Россия, но особо Приднестровье. "Украина ежегодно экспортирует в Приднестровье товаров более чем на $200 миллионов. Теперь поток этот сократится", - сказал он. По его словам, негативные последствия нововведений ощутит на себе и Одесский морской порт, поскольку немало товаров из Приднестровья, в частности продукция Молдавского металлургического завода, отправлялась в дальнее зарубежье в основном морем. "Потери понесет и Россия, потому что транзитом через Украину она поставляла товары на общую сумму до $200 миллионов в год в Приднестровье и примерно столько же получала от нас", - пояснил президент ТПП.

Приднестровье: о блокаде речи не идет

Премьер-министр Молдавии Василий Тарлев считает, что заявления приднестровских властей об экономической блокаде "не имеют под собой никакой почвы". "Об экономической блокаде Приднестровья не может быть и речи, так как в этом регионе живут наши сограждане, и мы стремимся к улучшению их жизни", - заявил премьер в понедельник на пресс-конференции в Кишиневе.

Он добавил, что молдавское правительство не заинтересовано в экономической блокаде. "Правительство Молдавии создает экономическим агентам Приднестровья самые благоприятные условия для регистрации в Кишиневе. На сегодняшний день более ста предприятий Приднестровья получили постоянную или временную регистрацию. Эти экономические агенты производят и экспортируют 80% продукции из региона", - утверждает Тарлев. По его словам, действия Кишинева направлены на то, чтобы "Молдавия выполняла свои обязательства перед международными организациями, касающиеся качества экспортной продукции". Премьер считает, что "не хотят соблюсти должный порядок только криминальные структуры и те, кто имеет в регионе групповые интересы".

Говоря о действиях приднестровских властей, Тарлев заметил: "Они просто преследуют свои групповые интересы и не хотят никакого урегулирования конфликта. Они хотят творить свои дела в этой мутной воде, и негативно влиять на развитие молдавского государства. Но надеяться на то, что это будет продолжаться долго - утопия".  А комментируя заявления тираспольских властей о том, что "экономическая блокада приведет к гуманитарной катастрофе в регионе", заявил: "Чтобы снять все спекуляции на тему возможной гуманитарной катастрофы, отмечу, что в Приднестровье на настоящий момент подтвердили факт молдавского гражданства уже около 300 тысяч человек, при этом процесс идет примерно со скоростью тысяча паспортов в месяц". Он добавил, что украинцев и русских на правом берегу Днестра живет больше, чем в Приднестровье, к тому же "самый большой этнический сегмент в Приднестровье - это молдаване".

Он назвал неуместными обвинения в нарушении пунктов соглашения от 1997 года, предусматривающего право приднестровского региона на самостоятельную экономическую деятельность. "Ссылки на этот документ неуместны", - сказал премьер. По его словам, для реализации положений меморандума отсутствуют правовые механизмы. "В меморандуме зафиксированы положения, относящиеся к различным аспектам процесса урегулирования, однако они так и не были реализованы, - сказал Тарлев. - Режим пересечения молдавско-украинской государственной границы является вопросом молдавско-украинских двусторонних отношений. И осуществление предприятиями приднестровского региона внешнеэкономической деятельности (что зафиксировано в меморандуме 1997 года) должно происходить в соответствии с международным правом и молдавско-украинскими двусторонними соглашениями, которые никоим образом не ущемляют права предприятий левобережья", - заявил Тарлев.

Мнения

Как полагает директор Института политических исследований Сергей Марков, последние действия Украины в отношении Приднестровья могут негативно отразиться на самой Украине. Марков напомнил, что 40% граждан Приднестровья одновременно обладают гражданством Украины. "Конечно, они могут пострадать от этой блокады", - сказал он в интервью РИА Новости. Политолог добавил, что Приднестровье, которое является наиболее индустриально развитой частью Молдовы, имеет множество связей с украинским бизнесом, в частности, в Одессе. На деловых связях сложившаяся ситуация также может сказаться негативно, считает Марков. "К каким это последствиям приведет, пока не ясно. Кроме одного - будет некоторая дестабилизация. Но этой дестабилизации ищут те, кто организовали эту блокаду", - сказал он.

Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов также полагает, что новые таможенные правила ударят по украинским экономическим интересам. "Пострадавшими окажутся жители Приднестровья, я думаю, многие из которых являются украинцами, и предприятия, которые имеют дело с Приднестровьем. Впрочем, я уверен, пострадает и Украина в целом", - считает он. Никонов уверен, что решение украинского руководства принято "по согласованию не только с Кишиневом, но и с Вашингтоном и Брюсселем".

Многие связывают введение новых таможенных правил с предстоящими выборами на Украине. "Не исключено, что не последнюю роль при принятии Киевом решения пересмотреть свою политику в отношении Приднестровья сыграли приближающиеся парламентские выборы. "Оранжевые" власти Украины с самого начала декларировали курс на скорейшее урегулирование приднестровского конфликта и обещали своим европейским партнерам сделать все возможное для наведения порядка на границе с Приднестровьем. С приближением выборов Киев решил продемонстрировать верность своим обязательствам", - пишет "Коммерсант".

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский высказал предположение, что этот шаг украинских и молдавских властей направлен, прежде всего, против России. "Стратегия размораживания конфликтов предполагает и размораживание конфликта вокруг Приднестровья. Естественно, Россия не допустит полномасштабной блокады региона, в котором живет такое количество граждан России. Я думаю, что в целом у этого решения совершенно отчетливая политическая задача - создание долгосрочного конфликта, который была бы вынуждена втянуться Россия", - сказал он.

По мнению политолога, руководство Украины принимает во внимание и тот факт, что в Приднестровье находится немало украинцев. "Существует план фактического раздела Приднестровья между Украиной и Молдовой. Он как раз предполагает нагнетание и создание угрозы поглощения Приднестровья Молдовой с тем, чтобы те, для кого этот вариант кажется неприемлемым, вынуждены были интегрироваться в Украину", - сказал Павловский.

О том, что введение Украиной дополнительных барьеров в торговле с Приднестровьем приведет к нарушению товарооборота в регионе и снижению потока грузов через Одесский порт, говорит и зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Сергей Антуфьев. По мнению депутата, экономических дивидендов от этого решения не получит ни одна из сторон. "Это еще раз показывает, что ни украинские власти, ни молдавские власти не просчитывают экономических последствий своих политических решений", - отметил собеседник агентства.

Глава комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов также полагает, что таможенный режим в Приднестровье нанесет вред Украине.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала