МОСКВА, 6 мар - РИА Новости. В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые в Москве открылась выставка "Невьянская икона: уральская горнозаводская иконопись XVIII-XIX веков".
В экспозицию вошли около 150 шедевров из собрания единственного в России частного бесплатного музея "Невьянская икона", созданного пять лет назад в Екатеринбурге.
"Невьянскую икону отличает изначально очень высокий уровень письма, обусловленный тем, что были очень искушенные заказчики, поголовно грамотные и очень богатые (это старообрядцы-заводчики, откупщики, золотопромышленники). На продажу невьянские мастера не писали, только под заказ", - сообщил РИА Новости директор музея "Невьянская икона" депутат Евгений Ройзман.
"Для поздней иконы, для XVIII века - это самый высокий уровень", - подчеркнул он. Особенностями "Невьянской иконы" являются также белые лики и обилие золота. Таким образом, в "Невьянской иконе" особенно раскрывается радостная, светлая сторона старообрядческой иконописи.
Основными центрами невьянского иконописного промысла были старообрядческий горнозаводской поселок Невьянск (в 80 километрах от Екатеринбурга), Старая Утка, Нижний Тагил и Красноуфимск. Ведущие династии мастеров: Богатыревы, Филатовы, Чернобровины. Самая ранняя икона ("Богоматерь Египетская") датируется 1734 годом, самая поздняя ("Спас Вседержитель") - 1919 годом.
Образы большей частью небольшие, так как писались для домов заказчиков, но есть также иконы из молелен и храмов. Стилистически специалисты связывают "Невьянскую икону" со старыми иконописными школами Ярославля, Костромы и Вологды.
"Невьянская икона", как и многие другие локальные, оторванные от центра, - отличаются фантастической искренностью. Она дает нечто абсолютно тождественное содержанию. Соединение иррационального и реального, пейзажного начала - этот момент отвечает фольклорного сознанию", - сказал РИА Новости директор музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов.
На выставке, в частности, представлена икона XIX века "Воздвижение Креста Господня", на которой очень жизненно изображено, как, согласно православной традиции, священнослужитель в окружении верующих устанавливает в середине богато украшенного храма большой деревянный крест. На другой иконе - "Голгофа" (XVIII века) - Распятие Иисуса Христа на фоне Невьянской башни с часами. И создается удивительное ощущение единства времени и пространства: идут невьянские часы и свершается важнейшая евангельское событие.