Раздача золотых статуэток Американской киноакадемии уже давно вызывает серьезные споры в киномире. Академию обвиняли и в пристрастности, и в предсказуемости решений, и в политизированности. Но то, что эта церемония была и остается одним из самых главных зрелищ года, не вызывает сомнений ни у кого. Вряд ли на каком-то другом кинематографическом "саммите" можно увидеть столько звезд первой величины, звезд едва ли не "всех времен и народов". О том, как тщательно гости готовятся к появлению на красной дорожке, стоит говорить отдельно – можно лишь заметить, что перед "Оскаром" значительно увеличиваются доходы косметологов, стилистов и пластических хирургов, а мировые дизайнеры борются за право поставлять для церемонии платья и аксессуары.
И, согласитесь, игра стоит свеч – возможно, появление на красной дорожке будут помнить гораздо дольше, чем перипетии борьбы за статуэтку. До сих пор обсуждается появление на церемонии Бьорк, исландской певицы, в костюме лебедя и с белой овальной сумкой, которую она периодически картинно роняла, делая вид, будто только что снесла яйцо. А в 2000 году, создатели мультипликационного сериала "Южный парк" Трей Паркер и Мэтт Стоун появились на церемонии в женских нарядах: в зеленом, с глубоким вырезом, платье от Версаче, имитирующим то, в котором годом ранее была Дженнифер Лопес, и в розовом платье принцессы, почти ничем не отличающемся от наряда Гвинет Пэлтроу.
Но несмотря на вечный "модный" ажиотаж вокруг церемонии, накал страстей в зале был велик и в нынешнем году, хотя сенсации в последнее время случаются здесь редко. Вспомним: "Гладиатор" (2000), "Игры разума" (2001), "Чикаго" (2002), "Властелин колец" (2003), "Малышка на миллион" (2004) – все эти фильмы изначально считались фаворитами и имели солидные кассовые сборы. И вот 2005 год, "Столкновение". Конечно, нельзя сказать, что успех этого фильма стал неожиданностью, но основным претендентом все-таки была картина "Горбатая гора".
Не секрет, что в Голливуде особо ценят фильмы, воспевающие то, что принято считать общественной моральной нормой в тот или иной исторический момент. И киноакадемия, естественно, всегда учитывает требования времени. Так, в 1930-40 годы нормой считалась счастливая крепкая семья, в 1960-70-е – свободные отношения, сейчас в почете однополые семьи. Именно поэтому фильм о горячей любви двух молодых ковбоев считался особенно современным и вообще во всех отношениях "подходящим" – проводили даже параллель между нынешним выбором жюри и награждением 1994 года (тогда было модно снимать фильмы о душевно нездоровых людях, и "Форрест Гамп" легко обошел "Криминальное чтиво" – фильм, считающийся чуть ли не поворотным в истории кино и уже увенчанный к тому моменту Гран-при в Каннах). К слову, "лоббисты" "Горбатой горы" потратили 250 тысяч долларов на то, чтобы изготовить диски с фильмом для каждого члена Академии. Не помогло.
Вполне возможно, однако, что неудачи с "Оскарами" идут фильмам и режиссерам лишь на пользу. Яркий образец гения-неудачника – Мартин Скорсезе. В его багаже 19 номинаций и… ни одной статуэтки. Самым громким его провалом стал «Таксист»: в 1977-м этот классический фильм во всех главных номинациях проиграл туповатому "Рокки". Но Скорсезе есть, чем утешиться – он в хорошей компании. В 1942-м "Гражданин Кейн" Оскара Уэллса, впоследствии признанный одним из лучших фильмов всех времен, бесславно "продул" социальной драме Джона Форда "Как зелена была моя долина". А Альфред Хичкок умудрился ни разу в жизни не получить "Оскар" за режиссуру, пишет Gazeta.Ru. Успех или неуспех фильма в прокате и размер бюджета картины слишком часто определяли его судьбу и на заседаниях академического жюри.
В этом смысле 78-я по счету церемония награждения стала приятным исключением. В большинстве случаев критики отдали предпочтение не самым кассовым, но самым проблемным фильмам. Так, нашумевший блокбастер "Кинг-Конг" получил всего три статуэтки: за лучший звук, за звуковые спецэффекты и за "обычные". Лучший фильм года "Столкновение" снят за 6,5 миллионов долларов, а "Мюнхен", на который ушло 68 миллионов, остался без наград. Правда, некоторые критики объясняют это тем, что "киноакадемики" просто побоялись отдать главную награду фильму, показывающему проблему терроризма с непривычной стороны ("Мюнхен") и, одновременно, отказались взглянуть правде в глаза в отношении "Горбатой Горы". Говоря же о "Столкновении", американские обозреватели отмечают, что из всего набора мрачных и жестких картин, представленных в номинации, победила самая мрачная и жесткая. Лента, охватывающая 36 часов из жизни Лос-Анджелеса, посвящена конфликтам на расовой почве – расизму белых, черных, азиатов, арабов и прочих обитателей города, ненавидящих своих соседей.
На пути к завершающей церемонии случались и скандалы. Так, раздавались требования исключить фильм "Рай сейчас" из числа претендентов на награду – по мнению критиков этот фильм пробуждает сочувствие к терроризму и "очеловечивает" самих террористов, по сути оправдывая их действия.
Но были в этой церемонии (как, впрочем, и в предыдущих) и комичные моменты.
Запомнится появление французской съемочной группы, поднявшейся на сцену за наградой, присужденной лучшему документальному фильму "March of the Penguins" / "Птицы-2: путешествие на край света". Они вышли на сцену с плюшевыми птичками в руках и по-пингвиньи засвистели в микрофон. Перейдя с пингвиньего на английский, пишет Gazeta, они напомнили о важности защиты Антарктики и добавили: "Все эти черные фраки… Такое чувство, будто снимаем продолжение фильма". Интересным было и "пророческое" заявление Джорджа Клуни, получавшего приз за лучшую мужскую роль второго плана: "Понятно, за режиссуру я награды не получу…"
Как известно, одна из главных "оскаровских" проблем – нескладные речи благодарных победителей. Каждый год устроители и режиссеры церемоний просят избежать рассказов с длинными перечислениями ассистентов, помощников, агентов и "всех остальных, кто помогал идти к этому дню", но тщетно. В этом году организаторы пошли другим путем: была выпущена восьмиминутная видеоинструкция "Руководство для членов Клуба "Оскара": что должен знать номинант". Тренером по голливудскому красноречию стал двукратный лауреат премии Том Хэнкс. Кассета с инструкцией была отправлена всем номинантам (их было, к слову, более 150). Ироничный Хэнкс непринужденно рассказал об искусстве благодарственной речи, которая должна отличаться "остроумием, тонкостью, креативностью или, как минимум, краткостью", пишет Independent.
В качестве примера на тему "Что такое плохо" были представлены Джек Паланс, демонстрирующий отжимание на одной руке, Роберто Бениньи, который похлопал рукой по спинкам всех стульев на пути к сцене, и памятный слезопад, продемонстрированный Гвинет Пэлтроу. "Вместо того, чтобы обниматься с каждым в радиусе десяти метров, достаточно пары-тройки ударов по ладоням, пока вы бежите по проходу", – советует Том Хэнкс. Рекомендуется также выпускать на сцену только одного человека из команды.
Одним из самых важных советов признан такой: "Возьмите от этого момента все". Сразу вспоминается высказывание Майкла Мура, получившего в 2003 году "Оскара" за фильм "Боулинг для Колумбины": "Стыдитесь, господин Буш!" – сказал он, назвал президента "фиктивным" и обвинил Буша в том, что он оправляет людей на войну, ведущуюся под "надуманным предлогом". Режиссера прогнали со сцены неодобрительным ревом, но это был театр, это запомнили.
"Вы посвятили себя, свою страсть, свои мечты индустрии развлечений. Так примените же ваши творческие способности во время получения "Оскара", чтобы развлечь публику", – этим откровенным пожеланием и завершаются "полезные советы".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников