Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
В Гатчине, под Санкт-Петербургом завершился традиционный кинофестиваль «Литература и кино». Он прошел уже в 12 раз, и тем самым доказал, что малый масштаб и камерность, отсутствие помпы и паблисити, только идут на пользу искусству.
В этом году за первенство соревновалось 6 художественных лент и 27 документальных фильмов, в том числе и работы студентов-кинематографистов. Жюри, во главе с писателем Сергеем Есиным (кроме него туда входили киновед Кирилл Разлогов, критик Лев Анненский и другие) присудило Гран-при фестиваля, фильму Станислава Говорухина «Не хлебом единым». Экранизация известного романа Владимира Дудинцева переносит зрителя в 50-е годы прошлого века, где и случилась эта любовная и нравственная драма героев, усиленная стагнацией советского общества.
Когда-то роман Дудинцева стал первой реакцией на смерть Сталина.
Фильм Говорухина - реакция на распад советской России.
Два других главных приза фестиваля получили неигровые ленты: фильм Валерия Балаяна «Александр Аскольдов» и лента «Москва - Батум» режиссера Никиты Воронова. Первый - это рассказ о судьбе кинорежиссера Аскольдова, которого когда-то травили за фильм «Комиссар», второй - повествование о том, как Михаил Булгаков писал пьесу о молодом Сталине. Обе ленты объединяет острая тема духовного компромисса (или бескомпромиссности) творческой интеллигенции в отношениях с властью.
Приз за лучшую женскую роль получила актриса Елена Калинина. Она сыграла эпизодическую роль в фильме «Красное небо, черный снег». А лучшей мужской ролью жюри признало игру выдающегося актера Виктора Сухорукова в фильме «Не хлебом единым».
Отдельным событием фестиваля стала премьера нового фильма Рустама Хамдамова «Вокальные параллели». Фильм хотя и показывался вне конкурса, однако получил и высокую оценку профессионалов и специальный приз жюри.
Хамдамов - трагическая фигура нашего кино.
Ни одна из его работ не обошлась без драм. Самой первой драмой стали съемки фильма о немом кино. Хамдамов рассорился с киностудией, и его детище дошло до экрана как знаковый фильм Никиты Михалкова «Раба любви». Михалкову выпал жребий снимать поверх уже снятого, хотя весь актерский состав, в том числе актриса-сенсация Елена Соловей, все божественные костюмы и декорации были делом ума и души отставленного режиссера. С тех пор беды преследуют Хамдамова с упорством античных гарпий. До сих пор не завершен фильм «Нечаянные радости», начатый аж в 1974 году! Спрятан в сейфе немецкого продюсера фильм «Anna Karamazoff».
Фильм «Вокальные параллели», тоже преследовали неудачи, снятый фактически 8 лет назад, не принятый продюсерами, чуть ли не уничтоженный, залатанный и частично доснятый фильм, наконец, увидел экран.
Это божественное произведение. По сути, перед нами всего лишь фильм концерт, в котором поют арии из Верди, Пуччини, Глинки и Шумана старые, давно ушедшие с оперной сцены звезды сопрано: Бибигуль Тулигенова, Роза Джаманова, Араксия Давтян и уникальный трансвестит меццо-сопрано Эрик Курмангалиев. А ведущей дивного зрелища стала зловещая оса, сама госпожа смерть, роль которой исполнила Рената Литвинова (она же соавтор сценария). Зал аплодировал стоя. Давно я не видел столь божественной картины об увядании человеческой плоти и вечном торжестве поющего духа.
На пресс-конференции после показа Хамдамов сказал в частности, что никогда не страдал ни от властей, ни от КГБ, ни от чиновников кино, но зато был всегда гоним коллегами завистниками.
Фильм победитель «Не хлебом единым», возглавил мощную когорту фильмов, где торжествовал дух подчеркнутой правдивости кинорассказа. С маниакальным упорством фильм за фильмом («Красное небо, черный снег» режиссера Валерия Огородникова, «Арфа и бокс» - Дмитрия Кореля, и другие) демонстрировали пристрастие к дотошному воссозданию атмосферы времени: одежда, быт коммуналок, песни, жесты, прически, паровозы, автомашины, обувь, речь, пластинки и тысячи других лишних подробностей, на мой взгляд, превратили экран в магазин подержанных вещей и изношенных мыслей.
На этом фоне свободный вымысел Хамдамова - или фильм «Лесная царевна» Тэймураза Эсадсе, - ставка на воображение, на игру, на сострадание к героям выглядели особенно ярко.
Не скрою, мои симпатии были на стороне вымысла.
Сравнивая дотошность кинофильмов «под документ» с лентой «под вымысел», я призываю в поддержку мысль Пушкина, который, однажды разглядывая живописное полотно, заметил: «Я вижу в этом произведении много искусства, но не вижу ни капли творчества».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции