Рейтинг@Mail.ru
3 марта - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

3 марта

Читать ria.ru в
Дзен
В Японии отмечается Праздник девочек («Хина-мацури»).
- 1831 - родился Джордж ПУЛЛМАН, американский изобретатель.
- 1920 - в Москве на Никитском бульваре открылся Дом печати, теперь - Центральный дом журналиста.

В Японии отмечается Праздник девочек («Хина-мацури»)
     Праздник проводится ежегодно 3 марта и имеет еще одно название - Фестиваль кукол. Маленькая кукла по-японски называется «хина», праздник- «мацури». Отсюда еще одно японское название Праздника девочек, или Фестиваля кукол, - «Хина мацури». В основе «Хина мацури» лежат несколько различных традиций. Одна из них восходит еще к эпохе Хэйан (794-1185): в этот день в знатные семейства приглашали заклинателей, которые совершали специальные молебны, направленные на то, чтобы все беды людей перешли на бумажных кукол, которых затем пускали плыть по реке или по морю. Этих кукол называли «нагси-бина» - куклы, спускаемые по реке. Первоначально праздник отмечался только при дворе и среди воинского сословия, но вскоре быстро распространился и в народе. Национальным Фестиваль кукол стал в XVIII веке, тогда же добавился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь и обычаи императорского дворца. Этот обычай сохраняется до сих пор. Теперь это не бумажные куколки, а настоящие произведения искусства из керамики и шелка, наряженные в роскошные одежды. Куклы «хина» не предназначены для каждодневных игр, обычно их выставляют в самой лучшей комнате дома на специальной этажерке «хинадана» и просто несколько дней ими любуются. Некоторые такие наборы кукол очень дороги и передаются в семье из поколения в поколение, но обычно, когда в семье рождается девочка, родители покупают новый набор кукол, который затем дополняется теми куклами, которые дарят им родственники и друзья. Как правило, в набор входит не меньше 15-ти кукол, одетых в старинные многослойные одежды красного цвета. Наиболее ценными и богато украшенными являются куклы, изображающие императора и императрицу (0-Дайри-сама и 0-Химэ-сама) в старинных шелковых церемониальных нарядах. Выставки кукол подготавливаются к 3 марта и длятся примерно месяц. Существует поверье, что нельзя выставлять кукол надолго, так как это отдаляет желанный час замужества, поэтому все предметы тщательно упаковывают и хранят до следующего года. К 3 марта украшают и комнату, где располагается выставка кукол: к потолку подвешивают шары из искусственных цветов вишни и мандаринового дерева. Каждый шар украшен свисающим шелковым шнуром. В этот день девочки в нарядных кимоно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами. Так в игровой, непринужденной форме девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать женщина, и умение бережно относиться к ценным вещам. В «Хина-мацури» идеально сочетаются игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание. В Праздник девочек играется очень много свадеб.
      
Родился Джордж ПУЛЛМАН (1831 - 1897), американский изобретатель, создатель знаменитых спальных вагонов
     Прототипы спальных вагонов появились на Пенсильванской железной дороге в США в 1836 году. В них были устроены трехъярусные полки, а пассажирам выдавались соломенные матрасы. Постельное белье и подушки не предусматривались. В середине 1860-х годов молодой инженер и предприниматель Джордж Мортимер Пуллман решил, что пассажиры должны путешествовать комфортно. В 1867 году на заводах Пуллмана в США были построены вагоны, в которых имелись мягкие сиденья. На ночь они превращались в спальные места. Спальные места располагались вдоль вагона и разделялись устанавливаемыми на ночь поперечными мягкими стенками. Верхние полки спускались с потолка на цепях. Вскоре Джордж Пуллман совершил еще одну маленькую революцию - включил в состав поезда вагон-ресторан. До этого времени железнодорожникам приходилось подолгу задерживать дальние поезда на крупных станциях и ждать, пока пассажиры пообедают в вокзальном помещении. Такие вагоны курсировали в Америке, а в 1873 году появились в Европе, но в несколько измененном виде, а именно с двух- или четырехместными купе, в которых верхнее спальное место получалось при подъеме стенки дивана. Вагоны стали называть пульмановскими. Вскоре изобретатель стал миллионером. В 1880 году Пуллман создал собственную империю в штате Иллинойс, поблизости от Чикаго. Он построил производственно-жилой комплекс - целый город и назвал его своим именем. Это был первый в мире заранее спроектированный промышленный центр, построенный со всеми мыслимыми по тем временам удобствами. На международной выставке в Праге Пуллман даже удостоился двух медалей и диплома за создание «самого совершенного города на Земле». Говорилось о том, что это «утопическая рабочая коммуна, изолированная от моральных и политических пороков Чикаго», но на самом деле это была казарма со строжайшей дисциплиной. Затем Пуллман основал свою компанию в Англии, и с начала 1880-х годов там тоже появились пульмановские поезда, среди которых выделялись «Золотая стрела» и «Брайтонская красавица». В вагонах для богатых пассажиров были кресла, покрытые шагреневой кожей, полы, утопавшие в коврах, роскошные тисненые обои на стенах, впоследствии - электрическое освещение. А в 1883 году пульмановские вагоны появились в самом роскошном поезде Европы - знаменитом «Восточном экспрессе». В них были хрустальные люстры, купе, отделанные ценными породами дерева, шторы из генуэзского бархата.  Вагон -ресторан в «Восточном экспрессе» был выполнен в стиле Людовика XV и украшен картинами кисти Делакруа. Эти настоящие «дворцы на колесах» прославились потом в многочисленных вестернах, а слово «Pullman» стало употребляться для обозначения высшей степени комфорта применительно к транспорту вообще.

75 лет назад (1931) президент США Герберт Гувер подписал акт, утвердивший песню «Усыпанное звездами знамя» Государственным гимном США
     В 1814 году Соединенные Штаты Америки были союзником наполеоновской Франции и в очередной раз воевали с бывшей метрополией - Великобританией. 12 сентября британский флот начал атаку форта Макгенри, последнего укрепления американцев на подступах к Балтимору. Превосходящие силы английского флота долго обстреливали форт Макгенри, однако героические защитники форта так и не спустили звездно-полосатый американский флаг. Адвокат Фрэнсис Скотт Ки попытался освободить своего друга, задержанного англичанами, но сам был арестован. Ночь он провел на корабле англичан и наблюдал за бомбардировкой форта. Когда наступил рассвет, Фрэнсис Ки с изумлением увидел развевавшийся над разгромленными укреплениями звездно-полосатый флаг. Это так поразило его, что в тот же день он сочинил стихи «The Star-Spangled Banner» («Звездно-полосатый стяг», «Усыпанное звездами знамя»). Позже этот текст был положен на мелодию популярной английской застольной песни. 3 марта 1931 года президент США Герберт Гувер подписал акт, утвердивший эту песню государственным гимном США.

Царь Александр II145 лет назад (1861) АЛЕКСАНДР II отменил в России крепостное право, издав Манифест об освобождении крестьян
     Еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II,  вступивший на престол 4 марта 1855 года. Александр Николаевич был одушевлен самым искренним намерением сделать все для устранения недостатков русской жизни. Главным недостатком он считал крепостное право. К этому времени идея отмены крепостного права получила широкое распространение в «верхах»: правительстве, среди чиновничества, дворянства, интеллигенции. Между тем это была одна из сложнейших проблем. Крепостное право слагалось на Руси веками и было тесно связано с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. Теперь крестьянина нужно было освободить от опеки помещика, дать ему личную свободу. В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник - Прощеное воскресенье - 5 марта 1861 года, в других городах - в ближайшую неделю. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем. Крестьянская реформа Александра II имела огромное историческое значение. Она принесла свободу 25 миллионам крестьян, открыла дорогу для развития буржуазных отношений. Отмена крепостного права положила начало другим важнейшим преобразованиям. Нравственное значение реформы заключалось в том, что она покончила с крепостным рабством.

Кадр из фильма 25 лет назад (1981) умер Олег Иванович ДАЛЬ, актер театра и кино
     Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино Московской области. В 1959 году окончил среднюю школу и в том же году поступил в театральное училище при Государственном академическом Малом театре. В 1963 году окончил Театральное училище имени Щепкина, после чего был приглашен в театр «Современник», где в течение пяти лет играл только второстепенные роли. Первая значительная роль в театре - Васьки Пепла в пьесе «На дне» М.Горького. В середине 1973 года в «Современнике» исполнил роли Балалайкина в спектакле «Балалайкин и К», Гусева в пьесе «Валентин и Валентина», Камаева в «Провинциальных анекдотах» и др. В марте 1976 года его уволили из театра за систематические нарушения трудовой дисциплины. В 1976 году Даль пришел в руководимый А.Эфросом Театр на Малой Бронной, но и в этом коллективе он продержался всего два года. Осенью 1978 года поступил в труппу Малого театра, где получил роль Алекса в спектакле «Берег» по Ю.Бондареву. Широкую известность и любовь зрителей Олегу Далю принесли роли, сыгранные им в кино. Дебют его состоялся в 1962 году, когда Даль был еще студентом. Он сыграл одну из главных ролей в  фильме режиссера А.Зархи «Мой младший брат» по роману В.Аксенова «Звездный билет». Потом были фильмы «Человек, который сомневается», «Первый троллейбус», «Старая, старая сказка», «Король Лир», «Отпуск в сентябре», «Тень», «Земля Санникова».  В 1973 году Даль сыграл на телевидении сразу три заметные роли: в телефильмах «Ночь ошибок» (Марлоу),  «Домби и сын» (Картер) и «По страницам журнала Печорина» (Печорин). В 1973-1974 годах Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», телефильмах «Военные сороковые» и «Вариант «Омега».  В 1979 году вышел на экраны фильм «Приключения принца Флоризеля», в 1980 - «Мы смерти смотрели в глаза», в 1981 - «Незваный друг».  В 1980-1981 годах Даль преподавал  в ВГИК актерское мастерство. В начале 1981 года Олег Даль активно репетировал роль Ежова в постановке Малого театра «Фома Гордеев». 1 марта он уехал на съемки в Киев, а 3 марта скончался. Похороны актера состоялись через несколько дней в Москве на Ваганьковском кладбище (его могила находится в одной ограде с могилой балерины императорского театра Любови Росславлевой, умершей в 1904 году).

Здание Центрального Дома журналистов86 лет назад (1920) в Москве на Никитском бульваре открылся Дом печати, теперь - Центральный дом журналиста
    
Столичный Дом печати разместился на месте дворца-усадьбы князей Гагариных, от которой после пожара 1812 года сохранился флигель. Неоднократно перестроенный, именно он сегодня известен как Центральный дом журналиста. В начале XIX века особняк принадлежал А.М.Щербиной, дочери княгини Е.Р.Дашковой, первого президента Российской академии наук. С 1836 года особняк переходит во владение графини Головкиной. В 1872 году дом на Никитской приобретает один из крупнейших представителей российского купечества А.Н.Прибылов. Последние владельцы - Александр Семенович и Софья Алексеевна Макеевы - жили в одной из квартир своего бывшего дома уже после революции. В 1920 году по распоряжению А.В.Луначарского особняк отдан журналистам. 3 марта 1920 года «Известия» публикуют информацию: «Сегодня в 7 часов вечера открывается Дом печати».  С первого дня членом Правления Дома был В.В.Маяковский. В 1920-е годы в Доме печати проходили литературные дискуссии, выступали Брюсов, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. 7 мая 1921 года, за три месяца до смерти, Александр Блок в последний раз выходил к своим слушателям. В Доме печати 25 сентября 1925 года состоялось последнее выступление Сергея Есенина. А через три месяца - 30 декабря - Москва здесь возлагала цветы на гроб Есенина. На фасаде Дома висел большой плакат: «Умер великий русский поэт». В 1920-1930 годы на сцене Дома выступали известные писатели, актеры, музыканты, давали концерты победители международных конкурсов Оборин, Ойстрах и многие другие. Новое название - Центральный Дом журналиста - Дом печати получил в 1938 году. Его быстро сократили и стали называть «Домжур». Ежедневно в Доме журналиста выступают музыкальные и театральные коллективы, проходят творческие вечера писателей и поэтов, художественные выставки, презентации новых изданий и книг, пресс-конференции, международные «круглые столы», семинары и диспуты. На территории Дома журналиста располагаются концертный зал, старинные Мраморный и Каминный залы, Розовая и Голубая гостиные, Интернет-зал.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала