МОСКВА, 1 мар - РИА Новости. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассматривает вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО РЖД по факту создания трудностей в работе предприятий-грузоотправителей.
Как говорится в пресс-релизе ведомства, внимание ФАС привлекли действия РЖД по упорядочению курсирования по сети российских железных дорог собственного (арендованного) подвижного состава, в том числе принадлежности других государств.
С 15 февраля РЖД ввело автоматическую систему логистического контроля. В результате на железнодорожные пути общего пользования не смогло выйти большое количество собственных и арендованных грузовых вагонов, в том числе принадлежности стран-участников СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии.
ФАС России отмечает, что текущая ситуация создает существенные трудности в работе предприятий-грузоотправителей, грузополучателей и контрагентов и полностью разделяет позицию министра транспорта РФ Игоря Левитина, который обратился к руководству РЖД с просьбой отменить решение об установлении ряда требований.
Ранее сообщалось, что глава Минтранса Левитин направил РЖД письмо с просьбой отменить ограничения на курсирование грузовых вагонов из СНГ и стран Балтии по железным дорогам России.
"В письме Левитина отмечается, что в результате такого решения (введения ограничений РЖД) большое количество собственных и арендованных грузовых вагонов, в том числе принадлежности стран-участников СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии не смогли выйти на железнодорожные пути общего пользования", - отмечалось в сообщении Минтранса.
"Кроме того, существенно ограничены возможности использования железнодорожного подвижного состава, принадлежащего российским предприятиям. В результате грузовые вагоны вынужденно простаивают на железнодорожных путях необщего пользования, фактически парализуя работу предприятий-грузоотправителей", - говорилось в пресс-релизе.
В письме министр также указал на то, что "принятые решения выходят за рамки компетенции РЖД, не соответствуют регламентирующим документам и находятся в прямом противоречии с задачами и целями структурной реформы на железнодорожном транспорте".
Вице-президент РЖД Сергей Козырев на брифинге во вторник сообщил, что в России остановлено около тысячи иностранных вагонов и цистерн, которые без таможенного оформления запрещено использовать на внутренних перевозках по стране.
По его словам, после введения РЖД автоматической системы логистического контроля на Северо-Кавказской железной дороге было остановлено 377 вагонов-минераловозов, принадлежащих украинским и литовским компаниям. На Восточно-Сибирской железной дороге было остановлено 612 эстонских цистерн, которые также не могут использоваться на внутренних перевозках без таможенного оформления.
"Частный подвижной состав нерезидентов, если он не задействован в международных перевозках, должен декларироваться при входе в таможенное пространство России", - пояснил Козырев.
В действительности же значительное количество иностранных вагонов арендуется российскими компаниями и используется для внутренних грузоперевозок - в результате, по подсчетам РЖД, федеральный бюджет недополучает порядка $1,5 миллиона таможенных платежей ежемесячно.
Козырев подчеркнул, что компания в этом случае действовала в соответствии с российским законодательством и "не превышала своих полномочий". Он напомнил, что все операторы заранее были предупреждены о запуске автоматической системы контроля. По словам вице-президента, "никто из грузоотправителей не пострадал, и неотправки грузов нет".