Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев.
Кто станет следующим Генеральным Секретарем ООН после Кофи Аннана, чей второй выборный срок истекает в предстоящем декабре? Можно с большой долей вероятности предположить, что мысли на эту тему должны прозвучать в ходе предстоящего визита президента России Владимира Путина в Китай. От этой точки и далее вплоть до сентября – до открытия очередной Генеральной Ассамблеи ООН – следует ожидать нарастающий вал дипломатической активности.
Кандидатура преемника Кофи Аннана находится среди вопросов, по которым у Москвы и Пекина налицо очевидное согласие. Другое дело, что ни российская, ни китайская сторона не называла пока фамилии "своего" кандидата, говоря лишь о том, что это должен быть "представитель Азии".
Газета "Жэньминь жибао", как и другие СМИ Китая, ведут сейчас настоящую кампанию по обсуждению такого вопроса. Создается впечатление, что Китай решил возглавить предвыборную кампанию "азиатского кандидата", лишний раз подтвердив свой статус первой азиатской державы и не последней глобальной державы мира в целом.
Позиция Москвы пока что была куда менее яркой. Точкой отсчета следует считать ответ министра иностранных дел Сергея Лаврова по итогам переговоров с министром иностранных дел Ирака Зибари в Москве 21 ноября прошлого года. Лавров тогда напомнил, что в ООН существует пусть не уставной, но на практике уважаемый принцип ротации Генеральных Секретарей по географическому признаку: если сейчас это "представитель Африки" (Гана), то дальше это должен быть кто-то еще. "Когда Кофи Аннан избирался в первый и во второй раз, - сказал Лавров, - между африканской и азиатской группами в ООН была достигнута договоренность, что в следующий раз африканцы поддержат представителя Азии, и эта договоренность не так давно была подтверждена на афро-азиатском саммите. Это договоренность двух крупнейших групп в ООН, и, конечно же, мы к этой договоренности, как и Кофи Аннан, относимся с уважением. Что касается конкретных имен, то в азиатской группе есть целый ряд достойных кандидатов, и мы рассчитываем, что за оставшийся до выборов год азиатские страны смогут занять единую позицию в поддержку представителя Азии на пост Генерального Секретаря ООН."
Примерно в таких же выражениях Москва подтверждала свою поддержку будущему кандидату от Азии и после этого.
К словам Лаврова надо добавить еще одну негласную договоренность в рамках ООН. Генеральным Секретарем не должен быть представитель одной из пяти великих держав, имеющих право вето в Совете Безопасности. То есть, в частности, Москва и Пекин могут только поддерживать чьи-то кандидатуры, но не предлагать своих граждан: первый дипломат мира должен быть максимально нейтрален. К этому следует добавить, что состоящая из 191 члена ООН для большинства государств мира – это путь не очень эффективное, но единственное имеющееся орудие защиты интересов большей части государств от всевластия больших держав.
Но это – общие положения. Если же посмотреть на предстоящие осенью выборы под более узким, сегодняшним углом зрения, то картина вырисовывается следующая: на этой должности требуется нейтральный дипломат, которому, возможно, придется заниматься предельно ответственной работой. Речь тут прежде всего идет о том, что сейчас принято уклончиво именовать "конфликтом цивилизаций". Если же более прямым текстом, то обострением отношений между "Западом" и "мусульманским миром" (при всей условности этих терминов). Обострением, ставшим очевидным после терактов в США 11 сентября, после войн в Афганистане и Ираке и многих, многих прочих событий, которые явно далеки от завершения.
Конечно, хочется надеяться, что со времен Второй Мировой мир поумнел и сумеет разрешить свои проблемы менее деструктивным путем, чем полвека назад. Но на самый худший из случаев теоретически может потребоваться вся механика ООН, и абсолютно беспристрастный человек во главе таковой.
Так, очевидно, что сейчас нечего и думать о том, чтобы Кофи Аннана сменил бы представитель Ближнего Востока или, скажем, мусульманской Индонезии. По тем же причинам и Европа, даже самые малые и нейтральные ее страны, утратила свои шансы на этот пост: к сожалению, как показала волна "карикатурных демонстраций", никакой европеец не будет выглядеть нейтральным в глазах значительной группы стран.
Африка же в лице Кофи Аннана только что с честью отработала свой срок, да еще какой: ООН за эти 10 лет чуть не погибла из-за иракского кризиса, но затем, по итогам его, оказалась даже более нужной, чем раньше.
Остается упомянутая Лавровым и многими другими Азия, хотя и Латинскую Америку тут нельзя исключить в случае каких-то неожиданностей.
Проблема лишь в том, что кандидатов от Азии пока что целых трое. Один из них – южнокореец Бан Ги Мун (министр иностранных дел). Но этому человеку будт сложно работать в случае, если возникнут какие-то проблемы вокруг Северной Кореи, а таковые очень даже вероятны. Есть также вице-премьер правительства Таиланда Суракьят Сатиратай и бывший заместитель Кофи Аннана по вопросам разоружения Джаянта Дханапала от Шри Ланки. Вот эти два последних, очевидно, и имеют наибольшие шансы.
Для очень многих выборы Генерального Секретаря будут казаться чем-то вроде Олимпиады – "наши взяли золото". Азия в последнее время хорошо сознает свое растущее влияние в мире, прежде всего экономическое, и "свой" кандидат в ООН будет казаться очередным символом этого роста. Хотя куда логичнее было бы увидеть в происходящем везение Азии, которая действительно может оказаться в выгодной роли арбитра между столкнувшимися "Западом" и "мусульманским миром".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции