Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Предстоящая встреча главы Роскосмоса Анатолия Перминова, его американского визави и руководителей космических агентств Европы, Канады и Японии в Центре имени Кеннеди во Флориде с 1 по 3 марта будет играть определяющее значение в судьбе Международной космической станции (МКС).
Речь о том, что в середине февраля Гриффин, обращаясь к членам комитета по науке палаты представителей Конгресса, прямо заявил, что Соединенные Штаты отстанут от других стран в области пилотируемой космонавтики, если не будут посылать своих астронавтов в длительные полеты.
Все правильно. Но в обозримом будущем единственным местом приложения пилотируемых усилий является программа МКС, участие в которой американцы медленно, но верно сворачивали в последние два года в угоду новым президентским инициативам длительных экспедиций на Луну и Марс. Если отказаться от станции и уповать на лунный полет, запланированный по последним данным на 2018 год, то правота Гриффина абсолютна. Американцы не только морально отстанут от России и объявивших космический форсаж китайцев, но и могут растерять кадровую и научно-техническую базу, восстановить которую весьма непросто.
Но, если НАСА всерьез решит посвятить себя орбитальному комплексу, то за три мартовских дня предстоит хотя бы конструктивно обсудить положение с этой программой, а в идеале принципиально договориться о последующих совместных шагах по дальнейшему развертыванию и эксплуатации МКС.
Прежде всего, Анатолию Перминову и Майклу Гриффину предстоит вернуться к обсуждению вопроса выплат за использование российских космических кораблей для доставки на станцию американских астронавтов. Напомним, что, начиная с января текущего года, Россия, выполнив контрактные обязательства по бесплатным полетам кораблей «Союз», теперь будет доставлять на борт и возвращать домой американских астронавтов на коммерческой основе.
По информации Роскосмоса, возвращение на Землю астронавта Уильяма Макартура в апреле и доставку несколькими днями раньше на борт МКС его сменщика Джеффри Уильямса обойдется американской стороне примерно в 22 млн. долл. Примерно столько же НАСА предстоит заплатить за возвращение Уильямса через полгода, а также за полет на «Союзе» американского участника 14 экспедиции осенью 2006 г.
С другой стороны, «меркантильный вопрос» вряд ли утомит участников предстоящей встречи. Согласно заявлению замруководителя Роскосмоса Николая Моисеева, сделанного в конце февраля, «в настоящее время все достигнутые договоренности на 2006 г. американцами по этому вопросу выполняются. Деньги исправно идут».
Другое дело – дальнейшее строительство МКС. Сегодня на мысе Канаверал буквально не протиснуться от тонн и тонн грузов, ожидающих отправки на борт МКС. Ждут они полетов шаттлов. Дело в том, что изначально МКС проектировалась под американскую многоразовую транспортную систему «Спейс Шаттл». Печальная судьба корабля «Колумбия» всем известна. С тех пор шаттл слетал только раз. За оставшиеся в пользу станции 17 полетов кораблей этой системы до ее списания в 2010 г. необходимо каким-то образом ухитриться достроить МКС.
Дело осложняется еще и тем, что ранее США, ссылаясь на дефицит полетов челноков, объявили об отказе выводить в космос новые станционные модули неамериканского производства. Что, естественно, не укрепило партнерские связи по программе с Европейским космическим агентством, Японией и, само собой, Россией.
Таким образом, НАСА и России в первый весенний день предстоит решать практические вопросы главной международной пилотируемой программы, где нет и не может быть отстающих и призеров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции