Владимир Кедров
Его Высочество принц Аль-Хасан бен Талал однажды сказал: «Мне выпала редкая возможность подвергнуть критике мою прошлую жизнь благодаря отдалению от власти и переходу к тому, что можно назвать общественной деятельностью».
Подобная возможность, действительно, выпадает не так часто. И, представляется, только очень мудрый человек в состоянии критически взглянуть на свою прошлую деятельность, особенно на высоких постах.
Осмысливая высказываемые им идеи, я всегда поражался глубине его озабоченности насущными проблемами человечества и неординарности его мышления. Как, например, отнесутся апологеты европейского эгоцентризма к таким словам принца: «Вообще я считаю, что Европа является продолжением Азии. То есть Европа есть понятие политическое, однако, с географической точки зрения, она - продолжение Азии».
Беседуя, мы не могли оставить в стороне тему международного терроризма. Принц тогда признался: «Не хочу оправдывать себя, но в моей жизни были действительно трудные моменты, когда я, занимая официальную должность, был вынужден подписывать смертные приговоры после трагического инцидента с израильскими спортсменами. С тех пор мое отношение к терроризму не изменилось».
Принц Аль-Хасан знает, о чем говорит. Около 34 лет он занимал второй по значению пост в структуре государственной власти в Иордании, являясь наследным принцем. В этом качестве ему приходилось принимать немало ответственных решений. Возможно, не все знают, что для Иордании проблема противостояния террору (в широком смысле слова) возникла не сегодня и не вчера, эта страна живет в тревожной обстановке практически с момента своего возникновения. И при этом сумела стать подлинным островком стабильности и безопасности в ближневосточном регионе. Главная заслуга в этом принадлежит правящей Хашимитской династии, в том числе, безусловно, и принцу Аль-Хасану Бен Талалу.
После одной из террористических вылазок в Аммане, Аль-Хасан Бен Талал писал:
«Мы полны решимости довести до всего мира знания об истоках этого зловещего явления (терроризм), последствия которого мы испытали на себе. Мы стали жертвами отнюдь не религиозных террористов, эти крикуны не имеют никакого отношения к исламу, правоверию и добру. Попрание ими прав человека и пренебрежение божескими законами не оставляет им места ни в какой религии. Рано или поздно они неизбежно предстанут перед судом справедливости».
Занимаясь государственными делами, принц сочетал их с научной и гуманитарной деятельностью. А, уйдя с государственных постов в январе 1999 года, он всю свою недюжинную энергию посвятил благородному делу укрепления доверия между представителями различных религий и цивилизаций.
Аль-Хасан Бен Талал, которому 20 марта исполняется 59 лет, получил блестящее образование. После окончания арабской и английской средних школ принц с отличием закончил колледж Харроу и получил степень бакалавра истории и политических наук в Оксфордском университете.
Принц носит звания почетного доктора наук ряда арабских и иностранных университетов, в том числе почетного профессора МГИМО.
Не удивительно, что в сфере научных интересов принца основное место неизменно занимает ближневосточный конфликт. Он всесторонне изучает эту проблему, уделяя особое внимание действиям израильских властей на оккупированном Западном Берегу реки Иордан. В результате углубленного погружения в эту тему, он публикует ряд работ, в частности, «Важность некоторых ресурсов Западного берега реки Иордан для Израиля», «Исследование проблем Иерусалима», «Палестинское самоопределение».
Вкратце свой взгляд на современное положение на Ближнем Востоке принц сформулировал мне следующим образом:
«Иностранное присутствие в регионе не способствует его политическому и экономическому развитию. В странах региона нет среднего класса, есть немного богатых и много бедных. Бедность сама по себе не порождает экстремизм и терроризм. Однако она приводит к отчаянию. Так, отчаяние Израиля от невозможности достигнуть мирного решения приводит к идее создания разделительной стены. Отчаяние арабов от действий Израиля и поддержки его со стороны США приводит к враждебной позиции арабов относительно США».
В 1970 году принц Аль-Хасан создает Королевское научное общество, ставшее важным научно-исследовательским центром Иордании.
А в 80-х годах прошлого века он создал и возглавил Форум арабской мысли, который объединил наиболее выдающихся и оригинальных мыслителей и философов из многих арабских стран. Форуму удалось в конце 1995 года собрать в Аммане за одним столом большое число ученых, исследователей и общественных деятелей для обсуждения итогов войны в Персидском заливе и мер по устранению ее негативных последствий.
Талант принца Аль-Хасана Бен Талала в организации многосторонних международных встреч помог ему сделать
одним из важных направлений своей научно-общественной деятельности организацию диалогов, участники которых лицом к лицу обсуждают волнующие их вопросы. По его инициативе были проведены Арабско-российский диалог, Арабо-японский диалог, Арабо-европейский диалог, Исламо-христианский диалог. Смысл этих научно-культурных мероприятий принц видит в плодотворном сочетании теории и практики, выработке таких идей и программ, которые могли бы быть применены в жизни.
Достижению этих целей служит и работа основанного и курируемого принцем Королевского института межконфессиональных исследований. Написанная им книга о взаимодействии основных конфессий на региональном уровне «Христианство в арабском мире» вызвала широкий интерес во всем мире и была переведенная на многие иностранные языки, в том числе на русский.
Не удивительно, что принц Аль-Хасан был избран президентом Римского клуба, влиятельной международной неправительственной организации, которая была основана в 1964 году с целью исследования глобальных проблем развития человечества в эпоху научно-технической революции.
А в 2002 году принц вошел в руководство Международного Совета по предотвращению ядерной угрозы.
Характеризуя нынешнее состояние мира, принц отмечает: «Я вынужден с сожалением признать, что общее понятие о безопасности в мире отсутствует. По моему мнению, синонимами понятия «безопасность» являются понятия «культура и гуманизм», ибо культура противостоят жесткости, воинственности, материальности».
Сегодня жители всех стран, отмечает он, поглощены своими внутренними проблемами, поэтому у них нет стремления искать решение общих проблем во имя достижения общих интересов.
Принц полагает, что, поскольку ни правительства отдельных стран, ни международные организации с этой задачей справиться не могут, следует создать комитет мудрецов, которые бы встречались вне официальных рамок и обсуждали пути урегулирования региональных конфликтов, таких как турецко-греческие противоречия, индо-пакистанские противоречия, арабо-израильские противоречия и так далее.
В заключение хочется привести еще одно весьма значимое высказывание Аль-Хасана Бен Талала: «По моему мнению, свобода - это безграничная ответственность».
Жаль, что сегодня многие, в том числе и те, от кого зависят судьбы мира, понимают понятие «свобода» совершенно иначе.