МОСКВА, 27 фев - РИА Новости, Денис Малков. Российско-иранские договоренности в ядерной области, достигнутые на переговорах в Тегеране, носят технический характер, но не имеют принципиального значения для решения вопроса о создании СП по обогащению урана на российской территории. Такое мнение высказал в интервью РИА Новости генеральный директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров.
"Я считаю, что соглашение, принятое в Тегеране, имеет чисто технический характер - может быть, финансовый характер, но не имеет принципиального значения для решения этого вопроса, поскольку принципиальные разногласия, безусловно, сохранились", - подчеркнул Сафаров.
Чтобы преодолеть существующие разногласия и подписать соглашение о создании СП до 6 марта, когда соберется совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), как полагает эксперт, обе стороны должны найти компромиссное решение и пойти на взаимные уступки.
В воскресенье, 26 февраля, завершился визит в Тегеран российской делегации во главе с руководителем Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) Сергеем Кириенко.
На переговорах с вице-президентом страны, руководителем организации по атомной энергии Голям-Резой Агазаде была достигнута договоренность относительно предложения России о создании с Ираном совместного предприятия по обогащению урана на российской территории.
По мнению эксперта, принципиальные вопросы содержательной части этого СП абсолютно неурегулированы.
Как говорит Сафаров, первым моментом является то, что российская сторона твердо настаивает на возвращении Ирана к режиму моратория на все процессы, связанные с обогащением урана. Иран это принципиально не устраивает.
Во-вторых, отмечает эксперт, в заключительном коммюнике и на итоговой конференции не было сказано, на какие уступки пошли стороны.
"Мы знаем, что иранская сторона заинтересована в создании СП не на всю жизнь, а на строго оговоренный срок 3-5 лет, после чего деятельность такого СП теряет смысл. К тому времени Иран собирается урегулировать свои проблемы с МАГАТЭ и режимом нераспространения и будет настаивать на максимальной реализации своего права на обогащение урана на своей территории для своих нужд", - подчеркнул Сафаров.
"Ирану не нужен уран в чистом виде, то есть, чтобы просто заплатить деньги и купить уран для себя. Необходимы знания и технологии обогащения урана. С этой целью Иран настаивает, чтобы к процессу были допущены иранские технические специалисты", - пояснил эксперт.
По его мнению, нерешенные вопросы могут торпедировать любое решение, которое было принято в Тегеране.
"Предстоящие переговоры будут очень сложными и очень принципиальными, поскольку и Россия и Иран практически не сделали реальных шагов, которые бы могли приблизить их к решению этой задачи. Я считаю, что если бы Россия сняла свое условие по необходимости к возвращению к режиму моратория, имеются в виду научно-исследовательские работы в ядерной сфере, а не процесс обогащения урана, это стало бы хорошим сигналом к достижению компромисса с Ираном", - сказал Сафаров.
Иран, в свою очередь, по словам эксперта, "мог бы пойти на компромисс с Россией, если бы ограничил доступ своих специалистов к обогащению урана и согласился бы на возможность обогащения урана на своей территории с участием России и, может, не только России".
Вместе с тем такое решение, по мнению Сафарова, позволит Ирану "показать, что он не уступил давлению мирового сообщества и сохранить свое лицо". Для Ирана это очень важно. Заметьте, - говорит Сафаров, - это новое предложение может существенно исправить положение. Иран настаивал на том, что полный ядерный цикл Ирану необходим и независимо от обстоятельств рано или поздно Иран к этому придет и будет обогащать Иран у себя.
"Российское предложение очень сильно может помочь обеим сторонам. С целью разрешить ситуацию и создать более благоприятную атмосферу в глазах мирового сообщества перед заседанием совета управляющих МАГАТЭ, намеченным на 6 марта. И Иран и Россия заинтересованы в том, чтобы прийти к этой дате с каким-либо результатом", - убежден Сафаров.