СЯНГАН (ГОНКОНГ), 23 фев - РИА Новости, Марк Завадский. Бывший советский авианосец "Минск", использовавшийся в последние годы как плавучий парк развлечений и военный музей в городе Шэнчжэнь на юге Китая, будет выставлен на аукцион 22 марта нынешнего года из-за банкротства компании-владельца Minsk World Industries.
Стартовая цена составит 128 миллионов юаней ($16 миллионов), сообщает в четверг китайское новостное агентство "Синьхуа".
Судебное решение о банкротстве компании было принято еще в марте прошлого года после того, как Minsk World Industries не смогла расплатиться по кредиту, взятому на создание парка развлечений. Обустройство "Минска" заняло шестнадцать месяцев и обошлось в десятки миллионов юаней. На корабле открылись рестораны, магазины и салоны красоты.
Несмотря на объявленное банкротство, "Минск" продолжал работать в обычном режиме и, по мнению многих туристов, превратился в одну из главных достопримечательностей города.
Только за неделю традиционных каникул во время празднования нового года по лунному календарю в начале февраля этого года "Минск" посетили тридцать три тысяч человек, отмечает Синьхуа.
Многие шэньчжэньцы надеются, что после продажи "Минск" останется в городе, утверждает агентство.
Тяжелый авианесущий крейсер "Минск" предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника. Из состава ВМФ был исключен в середине 1993 года, а в 1994 году продан частной фирме в Южную Корею на слом.
В 1998 году "Минск" был перепродан Китаю (по данным СМИ, за $5 миллионов) и отбуксирован в город Шэньчжень. После ремонта на борту корабля открылся музей и развлекательный комплекс.
В Китае находятся еще два советских авианесущих крейсера "Киев" и "Варяг". В 2000 году "Киев" был продан китайской компании на металлолом, по некоторым данным, за $8,5 миллионов. "Киев" не был утилизирован и в настоящее время на его борту также размещается военно-патриотический музей и развлекательный комплекс. Корабль находится в северокитайском порту Тяньцзинь, неподалеку от Пекина.
Более интересно сложилась судьба "Варяга". После распада Советского Cоюза в 1991 году авианесущий крейсер "Варяг" остался на верфи Николаевского судостроительного завода. При разделе черноморского флота между Россией и Украиной "Варяг", заложенный в 1988 году, отошел украинскому государству.
Спустя восемь лет, авианосец, финансировать строительство которого Украина была не в состоянии, продали Китаю за $20 миллионов. Китайцы собирались сделать из авианосца плавучее казино и поставить на прикол в признанном центре азиатского игорного мира - Макао. Однако уже через два года туристическая компания исчезла из городских справочников, а по старым контактным телефонам находились совсем другие люди и фирмы, заявил в интервью РИА Новости военный эксперт гонконгского аналитического центра Kanwa Андрей Чан. Более того, три года назад "Варяг" отбуксировали в порт Далянь на северо-востоке Китая.
"Если бы из "Варяга" действительно хотели сделать плавучее казино, все работы можно было осуществить в Шанхае или Гуанчжоу, которые географические намного ближе к Макао", - говорит Чан.
"Кроме того, переделка авианосца в развлекательный центр не может занимать столько времени, да и ни одна частная компания не согласится ждать восемь лет, когда ей вернут вложенные деньги", - убежден военный эксперт.
По мнению Чана, последние три года китайские эксперты занимались тщательным анализом структурных особенностей бывшего советского авианосца.
"В последние годы китайцы неоднократно приглашали бывших советских конструкторов авианосцев выступать с лекциями перед местными военными экспертами. Кроме того, различными путями в КНР попали некоторые разделы документации по строительству авианесущих крейсеров", - утверждает он.
Вместе с тем, гонконгский эксперт сомневается в том, что китайцы собираются превратить "Варяг" в настоящий боевой авианосец, как утверждают некоторые западные эксперты.
"Из моих бесед с украинскими инженерами, занимавшимися предпродажной подготовкой "Варяга" следовало, что авианосец, в принципе, можно превратить в боевой корабль, но это потребует таких финансовых затрат, что дешевле будет построить корабль с нуля", - отметил Андрей Чан. По мнению гонконгского эксперта, "Варяг", скорее всего, будет использоваться в качестве "тренировочного авианосца".
"На фотографиях, которые нам удалось получить, видно, что корабль перекрашен в традиционный для китайских военных кораблей серебристый цвет. Кроме того, название "Варяг" убрано с бортов, а это значит, что китайцы собираются дать авианосцу новое название", - утверждает Андрей Чан.