Обозреватель РИА Новости Татьяна Синицына.
155 лет назад, 22 февраля 1851 года (6.03 н.с.) скончался замечательный русский композитор Александр Александрович Алябьев. Никто не написал даже некролога в его память. Только на надгробной плите композитора неизвестный почитатель выгравировал маленькую остроносую птичку с раскрытым клювом - поющего соловья...
”Я не могу без слез слушать «Соловья» Алябьева!!!”, - восклицал музыкальный гений П.И.Чайковский. Многие в России и до сих пор не могут слушать равнодушно эту замечательную песню-романс, истинное воплощение русского лиризма. Облетевший весь мир «Соловей» Алябьева не потерял чарующей прелести, украшая и сегодня репертуары колоратурных сопрано, русских и иностранных.
...В один из студеных февральских дней 1825 года московский народ наблюдал странную картину: в кованые двери московской городской тюрьмы, расположенной недалеко от Кремля, здоровенные молодцы затаскивали старинное фортепьяно с бронзовыми подсвечниками. Крышка то и дело открывалась, показывая желтые зубы клавиш, носильщики кряхтели, а прохожие шутили: не тюрьма, а консерватория!
Мало кто знал, что в самой дальней и сырой камере темницы томился необычный узник, молодой, но уже громко заявивший о себе композитор Александр Алябьев. Потомок старинного дворянского рода, сын знатного вельможи, боевой офицер, проявивший отвагу в войне с Наполеоном и увенчанный за это царскими наградами, он же - отчаянная душа, гуляка, картежник!
Только что в Петербурге с успехом прошла премьера его оперы «Лунная ночь», а теперь вот – решетка! В тюрьму Алябьева привел злой рок - нелепейший случай, который, по сути дела, сгубил всю его жизнь. Во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он дал пощечину отставному полковнику Времеву за отказ уплатить проигрыш (поступок Времева, по офицерскому кодексу, считался бесчестным). Однако полковник скоропостижно скончался от сердечного приступа, и Алябьева обвинили в убийстве.
Он отправился в тюрьму с легким сердцем, поскольку был уверен, что следователи во всем разберутся, и его невиновность будет доказана. Но судьбой композитора управляла злая воля. Дело попало к недобросовестным судебным чиновникам, допустившим нарушения, чудовищные даже по меркам эпохи самодержавия. Следственная волокита длилась три года. За Алябьева неустанно хлопотали родственники, друзья, персоны, приближенные к императорскому дому. Однако все было бесполезно. Молчал и царь Николай I. Его равнодушие к судьбе Алябьева расценивалось как реакция на близость композитора к декабристам - дворянским диссидентам, выступившим против самодержца.
В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Его душило отчаяние. Но тут неожиданно явилось спасение, которое помогло обрести смысл жизни и сохранить рассудок. Старшая сестра выхлопотала разрешение поместить в камеру фортепьяно, любимого друга с детских лет.
Все свободное от допросов время узник проводил у клавиатуры, создав необычайно светлую музыку: третий струнный квартет соль мажор, увертюру, музыку к водевилю, а также несколько романсов, среди которых - прославленный «Соловей». Этот драгоценный музыкальный самоцвет Алябьев творил с мыслью о возлюбленной - Екатерине Римской-Корсаковой. Обаятельную юную Катю 32-летний он встретил на новогоднем балу, влюбился с первого взгляда и почувствовал, что сердце девушки отвечает ему. Тоскуя о возлюбленной, вспоминая ее милый голос (на балу Катя пела), композитор и написал песню-романс «Соловей».
Стихи для своего шедевра Алябьев взял у Антона Дельвига. В русской народной лирике соловей - вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласковости и нежности. Создавая свой романс, Алябьев творчески переплавил несколько мелодических вариантов этой темы, отраженной в народных песнях. Щедрый лирический дар композитора получил в этом произведении необычайно яркое выражение.
«Соловей» Алябьева выпорхнул из тюрьмы на волю в конце 1826 года и сразу обрел популярность. Уже 7 января 1827 года в московском Большом театре его спел тенор Павел Булахов. «Соловей» становится модным романсом, который звучит на концертах в дворянских гостиных. Начало зарубежной славы «Соловья» положила прославленная немецкая певица Генриетта Зонтаг. Приехав в Россию в 1830 году, она услыхала этот романс в частном доме, быстро усвоила и с блеском пела, присочинив свои колоратурные вариации. «Соловья» изумительно исполняли знаменитая французская певица Полина Виардо-Гарсиа и прославленная итальянка Аделина Патти. Причем, неизменно по-русски!
В начале ХХ столетия, в дни традиционных моцартовских концертов в Зальцбурге, «Соловей» всегда исполнялся, наряду с произведениями Моцарта, Бетховена, Шопена, Шуберта. Алябьевская песня притягивала внимание, подвергалась множеству переложений и обработок. Такие известные композиторы, как Михаил Глинка и Ференц Лист создали прекрасные фортепьянные транскрипции этого произведения. Например, в репертуарах скрипачей часто присутствует фантазия выдающегося бельгийского музыканта Анри Вьетана на тему алябьевского «Соловья».
...Александр Алябьев был осужден и приговорен к пожизненной ссылке и Сибирь. Добровольно в изгнание с ним отправилась старшая сестра. Этот жертвенный подвиг родного человека, несомненно, облегчил и осветил тяжкую жизнь композитора в неволе. Известно, что сестре он посвятил ни одно свое произведение. Накануне отъезда в каторжный край Алябьеву пришлось пережить еще одну душевную муку - лишение дворянства, публичную гражданскую казнь на эшафоте. Над его головой ломали шпагу, с офицерского мундира срывали эполеты, ордена - и бросали в костер...
Уничтоженного, раздавленного Алябьева спасла музыка. В сибирской неволе он буквально не отходил от рояля, создавая все новые произведения - всего их оказалось 500!. Многие не прочитаны до сих пор и ждут своего времени в архивах Московской консерватории. Особенно его привлекали увертюры и симфонии. Сочинения Алябьева разными путями попадали в Москву и Петербург, исполнялись в салонах лучших домов.
В 1829 году через Тобольск, где отбывал ссылку Александр Алябьев, проезжал знаменитый немецкий путешественник и натуралист Александр Гумбольдт. В его честь композитор сочинил увертюру для хора с оркестром. Гумбольдту произведение очень понравилось, он увез его с собой в Берлин, где оно впервые и исполнялось. Известность Алябьева все ширилась, его называли «сибирский Орфеем» и «сибирским Россини». Он очень надеялся на облегчение участи.
В результате неустанных хлопот родных Алябьеву разрешено, наконец, съездить на Кавказские воды, подлечить ревматизм. Здесь он случайно встретил свою возлюбленную, Екатерину Римскую-Корсакову, но его милая - замужняя дама...
Счастье пришло только к 53-летнему Алябьеву. Он женился на овдовевшей Екатерине Римской-Корсаковой. После невероятных мытарств, ему разрешили поселиться в Подмосковье. Композитор надеялся на тихую, умиротворенную жизнь, но беды не оставляли. 37-летняя жена лишилась состояния из-за интриг родственников, и семья оказалась в тенетах бедности - композиторский заработок не обеспечивал жизнь. Алябьева мучило и то, что власть не возвращала ему дворянское звание. Екатерина без устали хлопотала за мужа, но царь оставался неумолим. Композитор так и скончался «отверженным». Но музыка обессмертила его.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции