Политический обозреватель «РИА Новости» Владимир Симонов.
Такого противостояния США и ООН, похоже, не было со времен дебатов в Совете Безопасности вокруг войны с Ираком.
Причиной нового обострения стал доклад ООН о положении с правами человека в американском тюремном лагере на военной базе в Гуантанамо, Куба. Авторы документа потребовали или предать суду находящихся там 490 заключенных, или освободить их «без дальнейшего промедления». Ситуацию, когда узники уже 4 года лишены какого-либо доступа к правосудию, срок их заключения не определен, а условия содержания омрачены пытками и глумлением - эту ситуацию доклад ООН называет нетерпимой.
Эту критику можно было бы отнести на счет некоего личного антиамериканизма группы авторов, если бы её публично не поддержал Генеральный секретарь ООН. Кофи Аннан отверг возможность того, что в наши времена, когда существует немало международных деклараций и конвенций, стоящих на страже прав человека, можно держать людей за решеткой как бы вне времени и вне закона. США должны закрыть тюрьму в Гуантанамо «как можно скорее», заключил Аннан.
Со своей стороны Белый дом отмахнулся от доклада как «дискредитирующего саму ООН».
Раздражение США становится понятным при чтении документа, где содержится компетентный юридический анализ сомнительных приемов, с помощью которых официальный Вашингтон пытается вывести сотни людей из 40 стран мира из международного правового пространства. Обвиненные в сотрудничестве с афганским «Талибаном» или с «Аль-Каидой», они были квалифицированы как enemy combatants, «вражеские боевики», чтобы не предоставлять им статуса военнопленных. Таким способом Вашингтону удается обойти Женевскую конвенцию, которая запрещает применение к военнопленным «неограниченного срока заключения» и «агрессивных методов допроса».
Плененного солдата нужно освободить после конца войны. Узника Гуантанамо хотели бы держать в железной клетке вечно, не предъявляя каких-либо обвинений. Сам выбор места для тюрьмы на территории военной базы, формально арендуемой у иностранного государства – Кубы, позволяет американской администрации настаивать, что дела заключенных Гуантанамо находятся вне юрисдикции гражданской судебной системы США.
Соответственно, никто кроме офицеров Пентагона не вправе контролировать, что с этими людьми происходит.
А происходит, если вчитаться в доклад ООН, нечто несовместимое с общепринятыми представлениями о законности, не говоря уж о нормах гуманизма и демократии.
Авторы документа доказывают: допросы узников ведутся с применением изощренных пыток – круглосуточного использования мощных прожекторов, оглушающей музыки, изматывающих температурных режимов, длительного заключения в звукоизолированных одиночках. Все это приводит к массовым нервным срывам и поражению психики заключенных, говорится в докладе ООН.
Эти выводы находят подтверждение в других источниках. На днях New York Times удалось добыть и опубликовать меморандум ФБР, где описываются такие случаи насилия в тюрьме Гуантанамо, как побои, попытки удушения и заталкивание зажженной сигареты в ухо узнику. В одном из расследований, проведенных под началом генерал-лейтенанта ВВС США Рэндалла Шмидта (Randall Schmidt), агент ФБР сообщает о заключенных, которых 24 часа держали закованными в «позе эмбриона» без воды и пищи среди собственных экскрементов, а также об узнике, чья голова была сплошь заклеена липкой лентой.
Не случайно на сегодняшний день в Гуантанамо зафиксированы 34 попытки самоубийства. У авторитетной правозащитной организация Amnesty International были все основания назвать американские застенки на Кубе «ГУЛАГом наших дней».
Своего рода историческую иронию можно увидеть в совпадении состава судов американского и советского ГУЛАГов. И там, и здесь это особые судебные органы, созданные специально для данного случая. В СССР их называли «тройками», поскольку туда входили три человека – обычно представители КГБ, партийные комиссары или армейские начальники. В США сегодня действуют так называемые «трибуналы по пересмотру статуса боевиков» (Combatant Status Review Tribunals), состоящие - как будто под советскую копирку - тоже из трех офицеров. Трибуналы появились лишь в июле 2004 года под давлением правозащитных организаций и до сих пор рассмотрели лишь 9 дел.
Доклад ООН «Положение заключенных в Гуантанамо» будет представлен в марте на обсуждении делегатов сессии Комиссии ООН по правам человека. Вне зависимости от итогов этих дебатов уже сегодня ясно, что, прикрываясь задачами борьбы с терроризмом, администрация США взяла курс на откровенное игнорирование, если не подрыв международного гуманитарного права.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции