НЬЮ-ЙОРК, 22 фев - РИА Новости, Андрей Лощилин. Президент американского Института глобальной безопасности Джонатан Гранофф предлагает выработать жесткие методы международного контроля за атомным энергетическим циклом.
Как заявил Гранофф в беседе с РИА Новости, когда готовился к подписанию Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его инициаторы не осознавали, что технологии мирного атома смогут быть использованы для производства ядерных вооружений.
"Теперь мы знаем об этой опасности, и Иран - это последний звонок. Если мы будем решать эту проблему применительно к каждой новой стране, нам не удастся эффективно продвигаться в строительстве столь необходимого безопасного мира, который бы основывался на силе закона, а не на законе силы", - заявил эксперт.
По словам Граноффа, иранский кризис диктует необходимость выработки жестких методов международного контроля за атомным энергетическим циклом.
"У международного сообщества есть шанс выйти из спровоцированного этими амбициями (амбициями Ирана) кризиса с новой системой ограничителей, которая сделает мир более безопасным", - считает эксперт.
"Если какое-то международное агентство будет контролировать все входящие и выходящие из страны расщепляющиеся материалы, никто не сможет использовать топливный цикл в целях создания ядерного арсенала", - уверен Гранофф.
Он предлагает сделать обязательными рекомендованные в ДНЯО протоколы, а также неанонсируемые выборочные инспекции.
"И здесь основой должен послужить опыт МАГАТЭ и ЮНМОВИК. Объектами инспекций должны также стать излишки расщепляющихся материалов в ядерных державах", - заявил эксперт.
В свою очередь, старший научный сотрудник нью-йоркского Совета по международным отношениям Рэй Такей заявил РИА Новости, что после прихода к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада ядерная стратегия Тегерана претерпела существенные изменения.
"Сегодня иранская политика все больше диктуется идеологией и национализмом, которые мало восприимчивы к угрозам санкций или посулам вознаграждений за вменяемость. Поэтому, думаю, очередной раунд переговоров постигнет судьба предыдущих", - считает Такей.
"Ахмадинежада и его соратников в свое время глубоко потрясло использование Ираком в восьмилетней войне с Ираном химического оружия. Эта незаживающая рана сформировала стратегические воззрения нынешнего тегеранского руководства, и заставляет его с подозрением относиться к действиям международного сообщества, которое четверть века назад по большому счету проигнорировало трагедию иранцев, ставших жертвами ОМУ Саддама Хусейна", - сказал эксперт.
Теперь, продолжил он, Ахмадинежад и окружающие его ветераны ирано-иракской войны хотят иметь на вооружении "потенциал сдерживания". "Даже самые щедрые посулы вряд ли заставят их отказаться от критически важных компонентов ядерной программы", - считает Такей.
"Иранские реакционеры считают конфликт с США неизбежным, пусть и отложенным на время из-за того, что американцы увязли в Ираке. Поэтому в понимании тех, кто правит сейчас бал в Тегеране, единственный способ сохранить безопасность режима и территориальную целостность страны - это обладание "стратегическим оружием", - отметил он.
По мнению Такея, предложение России о создании на российской территории совместного предприятия по обогащению урана не найдет искреннего понимания у "режима, который рассматривает свои права на исследования в ядерной области сквозь призму национализма".
"Это не значит, что Иран открыто заявит о бесперспективности переговоров, что заставило бы ЕС и Россию солидаризироваться с США в жестком подходе к ядерным амбициям Тегерана. Для нового иранского руководства продолжение переговоров открывает возможность внесения раскола в единство Запада и Совета Безопасности ООН по вопросу о своем ядерном досье", - заключил Такей.