Казалось, что уже сама церемония открытия Белой Олимпиады автоматически остановит военные действия, вызванные карикатурными перестрелками – так она была эффектна, политкорректна, красива. Но, увы, этого не случилось. Праздник единения не отменил будней озлобления. Белые страсти теперь живут в непосредственной близости от страстей черных с кровавыми подтеками. И это лишний аргумент в устах тех, кто полагает, что война цивилизаций (исламской и христианской) – дело решенное.
Более того, она уже идет, - утверждают уста. Террористические акты (от Москвы и до Нью-Йорка, от Мадрида и до Лондона), сгоревшие машины на улицах Парижа и других городов Европы, горящие посольства европейских стран в столицах мусульманских государств, - это все бои местного значения, ее «эпизоды», по остроумному замечанию обозревателя РИА Новости Петра Романова, но притом звенья одной цепи – Третьей мировой войны.
Впрочем, широко распространена и обратная точка зрения: не надо паниковать, война – не факт, возникающие конфликтные ситуации с порчей материального имущества и с человеческими жертвами – следствие ошибок социокультурной политики отдельных государств и нетактичного, неполиткорректного поведения иных журналистов.
Но, откровенно говоря, в известном смысле относительно бескровный обмен карикатурными ударами пугает больше, чем кровавые теракты с многочисленными человеческими жертвами. Если от единственной искры, высеченной ударом одного знака (карикатуры) о другой знак (имя мусульманского пророка), вспыхивает пламя, разбегающееся по нескольким континентам, то из этого, по крайней мере, следует, что мир готов к глобальной бойне. Что он уже скопил критическую массу ненависти, агрессии…Что для полномасштабной войны не хватает всего ничего. И что она со всеми ужасающими последствиями практически неизбежна. Как все мировые войны, случившиеся в истории человеческой цивилизации.
И мы снова и снова задаемся вопросом: из-за чего весь сыр-бор?
Один из напрашивающихся ответов: из-за глобализации. Это она, родимая, резко сблизила несовместимые субкультуры. Это она их смешала в котле под названием «Человеческая цивилизация» и накрыла плотной крышкой. Вот теперь он клокочет, бурлит и эпизодически взрывается. И, кажется, вопрос лишь времени, когда он взорвется, а осколки его разметает по всему космосу.
Вообще-то, все наиболее фундаментальные вопросы нашего бытия – это вопросы Времени. В том числе и само наше Бытие. Но в данном случае и Хронос, некогда проглоченный Зевсом, а затем чудесным образом оживший, сыграл с населением земного шара остроумную шутку – он запустил посредством глобализации свой волшебный миксер и смешал не просто народы, их уклады, их языки, но и века.
То, что мы сегодня наблюдаем - это не только столкновение земных пространств, определенных территорий, на которых господствуют те или иные субкультуры, расы, этносы; это столкновение времен, веков.
Ведь если по догматам одной веры принято убивать за кощунство или за одно отступление от нее, а по догматам другой – всего лишь упрекать, в крайнем случае, подвергать отступника моральному остракизму, то это свидетельствует, что обе религии находятся на разных этапах своего гуманистического развития.
Сколь ни консервативны религии, но они тоже подвержены изменениям по ходу истории. Они тоже подчиняются Хроносу.
Уже многие напоминали, что в средние века христианство не отличалось особой толерантностью. Тогда за исповедование нехристианских ценностей и просто за иноверчество наказывали жестоко, убивали мучительно.
Стало быть, коллизию, возникшую сегодня между христианской и исламской цивилизациями, можно легко, ничуть не погрешив против истины, переосмыслить, как войну между христианством средневековым и христианством сегодняшним. Как вражду между веками.
Известная публицистка Юлия Латынина, обсуждая карикатурный эксцесс, спрашивает, почему редактору датской газеты, поместившей рисунок с изображением пророка Мухаммеда, не пришло в голову снять порнофильм на тему непорочного зачатия?
Надо сказать, что нечто подобное людям современного Запада приходило в голову. Памятен фильм «Последнее искушение Христа» (разумеется, не порнографический, но в данном случае не в этом дело) и не забыты скандалы, сопутствовавшие его показу. А есть еще картина Милоша Формана «Народ против Лари Флинта», где поведана история порнодельца, печатно оскорбившего чувства верующих сограждан.
Инциденты были, но они так или иначе оказывались и разрешались в правовом поле светского государства.
И вот - последний случай. На кощунство британского историка Дэвида Ирвинга, публичное отрицание фактов холокоста – массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны, австрийский суд ответил приговором к трем годам лишения его свободы.
А было ли это возможно во времена крестовых походов, католической инквизиции?
Моральные устои христианского мира могут сохранять сегодня свое значение в той степени, в какой они подвижны, пластичны.
В позапрошлые столетья они были жизнеспособны постольку, поскольку сохраняли железную незыблемость. Как сохраняет сегодня жесткий ригоризм исламское вероучение. Оно этим сильно сегодня. Но в этом его завтрашняя слабость. Чтобы адекватно отвечать на вызовы времени, особенно в гуманитарной сфере, оно должно будет и внутренне смягчаться, индивидуализироваться.
В связи с этим стоит вспомнить, что история христианства - это во многом история борьбы церковных иерархов за власть со светской бюрократией. Сейчас стороны мирно сосуществуют, а когда-то…
У Ислама в этом отношении многое, если не все, впереди. А сейчас он перед Западом стоит в образе его же прошлого. Точно также и Запад перед Исламом предстал в маске его будущего.
Так и стоят они не узнанные друг другом.
Еще раз: мы оказались перед лицом Третьей мировой войны не между государствами, народами и религиями, а между различными этапами человеческой цивилизации. Только интерпретировав нынешнее положение как сшибку веков, можно осознать всю остроту и специфичность его.
Все было бы ничего, если бы сошедшиеся самобытные столетия оставались бы на разных этапах своего технократического развития. Как это было еще сравнительно недавно. Тогда бы целостность и безопасность мира были бы достижимы, по крайне мере с позиции силы.
Собственно, как в масштабе Советского Союза дружили века? Главным образом, из-под палки деспотии.
Как это делалось в Штатах? Сначала – огнем и железом (завоевание Дикого Запада, гражданская война Севера и Юга), потом – посредством вживления, внедрения, продолжительного выращивания гражданских институтов и демократических норм.
Но теперь-то колпак глобализации накрыл весь земной шарик. Не сегодня-завтра мы можем оказаться в одной лодке с ранним средневековьем, с поздними временами старой эры. С населяющими подводный мир саламандрами, овладевшими последними достижениями технократического прогресса и поклоняющимися своему божеству – Молоху. Нас догоняют.
Что делать? Сбросить колпак? Не получится. Сегодня каждый шаг человека по стезе прогресса способствует глобализации мира. Сегодня уже дикие птицы, заболевшие гриппом, глобализируют мир не в меньшей степени, чем ядерные технологии, голливудские блок-бастеры и интернет.
…Впрочем, почему-то мне кажется, что не все так скверно. И бурно финиширующая Олимпиада в какой-то степени обнадеживает.
В сердцевине Альп заперты все этносы, расы, конфессии и политические режимы планеты; все этапы и века сдвинуты на пятачке Олимпийской деревни… Там ведь все амбиции, личные и коллективные, все претензии, страсти, корыстные и политические интересы доведены до такой точки кипения, что дальше некуда. Но все кончится хорошо и ко всеобщему удовлетворению. Знаем по опыту.
…Позволю себе повторить то, что однажды уже сформулировал: «Ничто нас так не объединяет, как то, что разъединяет. И наоборот». Потому и живы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции