В понедельник состоялся первый раунд переговоров между Москвой и Тегераном: консультации проходили в режиме "закрытых дверей" и продлились около пяти часов. По окончании обсуждений, министр иностранных дел России Сергей Лавров заметил, что для сохранения ситуации в поле деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Ирану необходимо возобновить мораторий на обогащение урана и продолжить контакты со всеми заинтересованными лицами. Говорить об итогах пока преждевременно, подчеркнул глава российского МИДа. Во вторник российско-иранские переговоры продолжаются на уровне экспертов.
Глава Росатома Сергей Кириенко сообщил, что российско-иранские переговоры будут продолжены в Иране. Он особо отметил, что Россия стремится разрешить иранскую проблему мирным, конструктивным путем "при сохранении для Ирана возможности развития мирной атомной энергетики, а для мирового сообщества - соблюдения гарантий нераспространения ядерного оружия".
В свою очередь иранская сторона оценила переговоры как "позитивные и конструктивные", а заместитель главы Высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Хоссейни-Таш подтвердил готовность обеих сторон решать вопрос в рамках МАГАТЭ.
Газета "Время новостей" называет визит иранской делегации "визитом последней надежды". По мнению издания, приехавший в Москву заместитель генсека Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Хоссейни-Таш "вовсе не собирался сразу соглашаться на предложение Москвы".
Справка: Изначально переговоры с Москвой были запланированы на 16 февраля, однако за три дня до этой даты официальный представитель иранского правительства Голам Хусейн Эльхам заявил, что встреча перенесена на неопределенный срок. Тогда Иран настаивал на своем праве обогащать уран на собственной территории.
Тогда же стало известно, что Иран возобновил обогащение урана в ядерном центре в Натанце. Такое решение было принято после вступления в силу резолюции МАГАТЭ, предусматривавшей передачу иранского "ядерного досье" в Совет безопасности ООН. Кроме того, Иран прекратил добровольное сотрудничество с МАГАТЭ. Двумя днями ранее, 11 февраля, международные инспекторы по требованию Ирана демонтировали большую часть камер наблюдения на ядерных объектах.
Переговоры в Брюсселе
Параллельно с переговорами в Москве в Брюсселе состоялась другая встреча с участием иранской стороны. Партнерами по переговорам прибывшего в Брюссель министра иностранных дел Ирана Манучера Моттаки стали еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана и глава МИД Бельгии Карел де Гухт.
Накануне глава иранского МИД заявил о твердом намерении Тегерана продолжить ядерные разработки. "Даже если переговоры с Россией завершатся подписанием соглашения, мы не прекратим наши ядерные исследования", – заявлял Моттаки в интервью агентству Рейтер.
Как отмечает газета "Коммерсант" со ссылкой на аналитиков, нынешний визит господина Моттаки в Брюссель может свидетельствовать о снижении напряженности в отношениях Ирана и ЕС, серьезно осложнившихся после того, как Тегеран возобновил ядерные исследования. Так, представитель комитета Европарламента по международным делам заявил, что инициатива визита иранского министра в Брюссель исходила из Тегерана и свидетельствовала о готовности Исламской Республики "вернуться к диалогу".
С переговорами в Брюсселе иранские власти связывали большие надежды, писала "Российская газета". Ферреро-Вальднер и Солана входят в состав так называемой "министерской тройки" Евросоюза, которая несколько дней назад встречалась в Вене с главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым. Среди основных тем, которые тогда обсуждались в австрийской столице, было иранское "ядерное досье". В Тегеране хорошо понимают: внести существенные коррективы в российские предложения невозможно без одобрения Брюсселя.
Похоже, что ожидания иранцев не оправдались. Договориться с европейскими партнерами им не удалось, поскольку уступки вовсе не входят в планы иранского руководства, отмечает газета "Коммерсант".
Говоря об итогах переговоров в Брюсселе, глава МИД Ирана Манучер Моттаки заявил в интервью бельгийской газете "Суар": "Мы готовы к переговорам и поиску компромисса, основанного на новой идее, новом предложении. И (готовы) решать проблему мирно, дипломатическим путем в рамках МАГАТЭ". Кроме того, Моттаки добавил, что будет лучше достичь компромисса до 6 марта. "Но мы также готовы вести переговоры и после 6 марта. Можно пройти эту дату без резолюции Совета безопасности ООН, продолжить наши переговоры и достичь соглашения как можно быстрее", - заявил иранский министр.
Иран и МАГАТЭ
Глава МАГАТЭ Мохаммед Аль-Барадеи предложил в качестве компромиссного варианта позволить Ирану обогащать уран на собственной территории в ограниченных масштабах, сообщил в понедельник телеканал "Аль-Джазира". Со ссылкой на дипломатов МАГАТЭ телеканал сообщал, что, скорее всего, на предстоящей сессии МАГАТЭ Аль-Барадеи не выступит с какими-то конкретными рекомендациями по Ирану. Вероятнее всего он предложит компромиссный вариант, включающий более широкие полномочия инспекторов ООН. Напомним, что Аль-Барадеи должен выступить со специальным докладом на чрезвычайной сессии МАГАТЭ, которая состоится 27 февраля.
Однако уже к вечеру понедельника Аль-Барадеи лично опроверг готовность МАГАТЭ идти на уступки. Тем не менее, даже такое предложение никогда не поддержали бы США, и, кроме того, оно не удовлетворило бы и сам Тегеран, отмечает "Коммерсант". Пресс-секретарь иранского президента Голямхосейн Эльхам заявил, что неофициальное предложение МАГАТЭ – шаг в правильном направлении, однако даже на такое ограничение Иран пойти не может.
Предложение Москвы
Россия, с одной стороны оказывающая Ирану помощь в строительстве АЭС в Бушере, а с другой – стремясь разрешить кризисную ситуацию вокруг иранской ядерной программы, предложила Тегерану создать на российской территории совместное предприятие по переработке ядерного топлива с тем, чтобы снять подозрения со стороны Запада.
"Выступив с этим предложением, Путин проявил чудеса эквилибристики", - пишет немецкое издание "Вельт". – "С одной стороны, он хочет доказать надежность России как ответственного игрока на мировой арене и избежать появления на южных границах России опасной ядерной державы. С другой – он продолжает отвергать введение международных санкций в отношении Тегерана и собирается по-прежнему развивать политические и экономические отношения с этой страной".
Однако, как показывает время, Тегеран не спешит ловить "спасательный круг" Москвы. В интервью агентству Рейтер глава иранского МИД Манучер Моттаки обозначил четыре вопроса, на которые должен отвечать план Москвы: кто будет принимать участие в проекте, где будет проходить процесс обогащения урана, сколько времени займет реализация данного проекта и признает ли Запад права Ирана на мирные ядерные исследования.
"Надежды на успех российской посреднической миссии сомнительны, - пишет немецкая газета "Вельт". - Ведь если Иран согласится с российским предложением, Москва станет доверенным лицом всего мира, которое вместе с МАГАТЭ должно следить за тем, чтобы исключить возможность использования иранской ядерной программы в военных целях. Такое решение, по меньшей мере сегодня, Тегеран не устраивает".
Западные дипломаты в частных беседах также признают, что Иран вряд ли примет предложение Москвы, но использует его для того, чтобы "оттянуть время", делились они своими размышлениями в интервью агентству "Рейтер".
Мнения
В Центре европейских политических исследований (ЦЕПИ) считают, что московские переговоры Иран использует для реализации собственных тактических целей. По мнению эксперта ЦЕПИ, США опасаются того, что в случае обладания ядерным оружием Иран использует этот фактор в своих политических целях, и это сделает ситуацию на Ближнем Востоке еще более взрывоопасной. Говоря о возможности военной акции США против Ирана, ведущий эксперт ЦЕПИ Майкл Эмерсон заметил, что вряд ли она будет реализована.
В то же время в интервью газете "Время новостей" заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова выразила несколько иное мнение: «Если Тегеран перейдет зыбкую грань в своих отношениях с мировым сообществом, то военная операция США может стать реальностью», - сказала эксперт. На ее взгляд, «российское предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана выгодно Ирану во всех отношениях». Как минимум, считает профессор Мамедова, «предложение России дает Ирану возможность выиграть время и смягчить существующую напряженность».
От Ирана требуется хотя бы предварительное согласие на российское предложение. А за то время, пока будут прорабатываться детали, Иран мог бы добиться для себя более выгодных условий. Но иранцы темнят и тянут время. «Иранской дипломатии традиционно присуща утонченная изворотливость», - объяснила эту позицию профессор Мамедова.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников