Рейтинг@Mail.ru
Грузия настаивает на выводе российских миротворцев. Обобщение - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия настаивает на выводе российских миротворцев. Обобщение

Читать ria.ru в
15 февраля парламент Грузии принял постановление "О ситуации в бывшей Югоосетинской автономной области и о ходе миротворческого процесса", предусматривающее прекращение действующей миротворческой операции в зоне грузино-югоосетинского конфликта.

15 февраля парламент Грузии принял постановление "О ситуации в бывшей Югоосетинской автономной области и о ходе миротворческого процесса", предусматривающее прекращение действующей миротворческой операции в зоне грузино-югоосетинского конфликта

Грузинские депутаты дали "резко негативную оценку выполнению миротворческими силами, расположенными на территории бывшей Южноосетинской автономной области, возложенных на них обязательств", а действия РФ в этом регионе Грузии расценили "как попытку аннексии". Кроме того, парламент поручил правительству пересмотреть Сочинские соглашения от 24 июня 1992 года и начать работу по замене ныне действующего миротворческого контингента "эффективным международным миротворческим контингентом". 

18 февраля стало известно о том, что Украина готова рассмотреть вопрос об участии в миротворческой миссии в Южной Осетии "исключительно при наличии мандата ООН или ОБСЕ и соответствующего решения Верховной Рады Украины".

Справка. Миротворческая операция в зоне грузино-осетинского конфликта началась 14 июля 1992 г., в соответствии с подписанным в Сочи 24 июня 1992 г. главами России и Грузии Соглашением о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. В зону конфликта были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе российского, грузинского и осетинского батальонов. Сочинским соглашением была также создана Смешанная контрольная комиссия (СКК), которой отводится основная роль в мирном разрешении конфликта. В работе СКК принимает участие Миссия ОБСЕ в Грузии. Подробнее на сайте МИД России 

Задача замены миротворцев на полицейские силы в Цхинвальском регионе (Южной Осетии), как отмечают в Тбилиси, диктуется необходимостью демилитаризации региона. "Гражданскому процессу миротворчества уже мешает военный компонент. Этот компонент мешает и нагнетает обстановку в зоне конфликта", - полагает председатель парламентского комитета по внешним связям Константин Габашвили. При этом не исключается, что представители России могут быть участниками полицейского партнерства в зоне конфликта.

В свою очередь, председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе заявил, что если переговоры между Россией и Грузией зайдут в тупик, "тогда автоматически заработает четвертый пункт постановления парламента от 11 октября 2005 года, подразумевающий немедленный вывод российских миротворцев с зоны конфликта". Он отметил, что в Тбилиси возлагают серьезные надежды на заседание СКК 20-21 февраля в Вене. "Мы надеемся, что в результате переговоров достигнем расширения формата миротворцев, и он не будет монополизирован только Россией", - добавил он.

Напомним, парламент Грузии 11 октября принял постановление "О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии". Согласно документу, российские миротворцы в зоне грузино-осетинского конфликта до 1 февраля 2006 года должны обеспечить выполнение заключенных сторонами соглашений. В противном случае, с 15 февраля 2006 года парламент Грузии начнет процедуру по выходу из Дагомысского соглашения 1992 года и потребует вывода российских миротворцев.

Таким образом, отмечают наблюдатели, ничего неожиданного в новом постановлении парламента Грузии нет. Более того, из текста нового постановления исчезли прежние решения, в частности, касающиеся сроков и порядка замены российского контингента. Кроме того, в предыдущем постановлении говорилось о денонсации Дагомысских соглашений, а теперь речь идет лишь о "начале пересмотра" этих соглашений.

Реакция России

Глава МИД России Сергей Лавров заявил о том, что происходящее в Грузии с российскими миротворцами "переходит всякие границы". "Все это напоминает попытки свалить беды за неспособность грузинского руководства наладить прямой диалог с руководством Южной Осетии на Россию", - сказал министр 15 февраля.

Он отметил также, что пересмотреть Сочинские соглашения 1992 года о формате миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта можно лишь с участием всех сторон.

Между тем, спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов заявил о том, что постановление грузинского парламента "не способствует мирному урегулированию ситуации, а наоборот, может усугубить обстановку в этом регионе". По мнению Грызлова, если события будут развиваться по грузинскому сценарию, это неминуемо приведет к кровопролитию, и человеческим жертвам. "Мирный процесс удержать не удастся", - полагает он.

Начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский полагает, что вывод миротворческих сил из зоны грузино-осетинского конфликта может спровоцировать гражданскую войну. Он напомнил, что в 1992 году именно российские солдаты ценой своих жизней остановили конфликт в этом регионе. "Сегодня заявление о том, что российские миротворческие силы неэффективны, не соответствует действительности", - подчеркнул начальник Генштаба. Он добавил, что поведение грузинских военных в составе ССПМ "непредсказуемо". "Грузинский батальон фактически не выполняет распоряжений командующего - российского генерала Марата Кулахметова", - сказал он. Балуевский отметил, что даже если Грузия примет решение о немедленном выводе с территории Грузии российских миротворцев, то для осуществления этого потребуется согласие югоосетинской стороны.

А заместитель председателя комитета по обороне Госдумы РФ Михаил Бабич заявил 16 февраля о том, что позиция России по данному вопросу неизменна. "Миротворческие силы имеют международный формат, в котором участвуют три стороны, поэтому обвинять в неэффективности миротворческой операции одну из сторон неправильно", - заявил он.

В заявлении российского МИД отмечается, что постановление грузинского парламента направлено на раскручивание антироссийской кампании и фактически означает демонтаж имеющихся механизмов и договорно-правовой базы урегулирования грузино-осетинского конфликта. По мнению российского внешнеполитического ведомства, данное решение "чревато ростом напряженности в зоне конфликта". "Решение грузинских законодателей ясно указывает на то, что Грузия может встать на путь, ведущий к дестабилизации всего региона. Остается надеяться, что исполнительная власть Грузии отнесется к этой проблеме со всей ответственностью и сдержанностью", - говорится в заявлении. В документе подчеркивается, что "российская сторона будет продолжать действовать в соответствии со своими международными обязательствами, а также исходя из собственной ответственности за поддержание стабильности и безопасности в регионе".

Также Россия настаивает на том, что грузино-осетинский конфликт должен решаться в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК).

Заметим, что ближайшее заседание СКК должно было состояться 20-21 февраля в Вене, однако после принятия грузинским парламентом упомянутого постановления российская сторона предложила перенести заседание в Москву. В Грузии, в свою очередь, заявили, что Россия отказывается от участия в переговорах.

Планы урегулирования

В основу грузино-осетинского урегулирования, по мнению Москвы, могли бы лечь предложения, выдвинутые М.Н.Саакашвили на 59-й сессии Генассамблеи ООН, и декабрьские (2005 г.) инициативы Э.Д.Кокойты. Об этом говорится в вышеприведенном заявлении МИД. "Что касается утверждения грузинских парламентариев о некоем “одобренном ОБСЕ плане мирного урегулирования”, то такого пока не существует", - отмечается в документе.

Напомним, что план, озвученный президентом Грузии Михаилом Саакашвили на 59-ой сессии ГА ООН (сентябрь 2004), предусматривал трехэтапную схему мирного урегулирования. На первом этапе должна была быть осуществлена демилитаризация зоны конфликта. На втором этапе предполагалась социально-экономическая реабилитация, а на третьем - всеобщее политическое урегулирование, включая определение статуса Южной Осетии.

Первоначально Саакашвили говорил о трехэтапном процессе без указания сроков. Однако уже в январе 2005 в Страсбурге грузинский президент заявил о том, что процесс урегулирования должен быть завершен в трехлетний период. А 27 октября прошлого года на заседании ОБСЕ в Вене премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели представил новый план грузинской стороны. Этот план, поддержанный США, в Москве сочли "нереалистичным". "Нынешний план все предлагает уложить в один год, причем уже не говорится о трехэтапной схеме", - указал тогда посол по особым поручениям МИД РФ, сопредседатель от российской части СКК Валерий Кеняйкин. "Еще одна заявленная цель этого плана - это создание нового формата урегулирования, где бы участвовали ОБСЕ, ЕС, США и, видимо, по этой причине согласовывать свои новые инициативы Грузия начала с Соединенными Штатами", - сказал он.

В декабре 2005 с новыми мирными инициативами выступил Эдуард Кокойты. Они фактически повторяли идеи, высказанные на 59-ой сессии ГА ООН Михаилом Саакашвили (трехэтапное урегулирование). Кроме того, Кокойты предложил отказаться от планов, "выдвигаемых в одностороннем порядке", и приступить "к совместной разработке грузино-осетинской программы справедливого урегулирования конфликта". Он предложил создать к 1 февраля 2006 года в рамках СКК рабочую группу по выработке такой скоординированной программы, а до 1 марта 2006 года представить на утверждение СКК совместный грузино-осетинский план урегулирования.

В феврале 2006, незадолго до принятия упомянутого постановления грузинского парламента, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили заявил о том, что к 1 января 2007 года Цхинвали полностью перейдет под юрисдикцию Грузии. В связи с этим глава думского международного комитета Константин Косачев заявил о том, что "установление временных рамок - это ставка на силу, так как в политическом процессе временные рамки не могут присутствовать по определению".

Ранее опубликованные материалы:

Ситуация на югоосетинской границе. Обобщение от 9 февраля

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала