Евгений Пахомов
ИСЛАМАБАД, 17 фев - РИА Новости. Летное училище пакистанских военно-воздушных сил в городе Рисалпур на северо-востоке страны расположено посреди большого военного компаунда, въезд посторонним в который строго запрещен. Училище напоминает обычный военный городок: учебные и жилые корпуса, за которыми видна взлетная полоса аэродрома. В эти утренние часы здесь - время тренировочных полетов, над аэродромом постоянно грохочут реактивные двигатели взлетающих машин.
РИА Новости стали первым российским СМИ, корреспонденту которого разрешили посетить училище ВВС Пакистана. В программе - встреча с несколькими курсантами, но с курсантами особыми: в Рисалпуре готовятся к выпуску эскадрильи военных пилотов-девушек. Это будут первые военные летчицы в государствах, где ислам считается государственной идеологией.
"В мире женщин-пилотов боевых реактивных самолетов совсем немного, - объясняет командир учебной эскадрильи Аднан. - Но если наш опыт окажется удачным, на что я надеюсь, то в мы Пакистане будем регулярно набирать девушек-курсантов. Но пока это - эксперимент".
Действительно, в мире женщин-военных летчиц считанные единицы. В России, например, в военное летное училище девушек просто не берут. Несколько женщин-пилотов есть в США, в некоторых странах Европы. Совсем мало их в Азии: в прессе удалось найти информацию, что одна женщина летчик-истребитель служит в Турции, говорят, несколько женщин летают в Египте, в соседней с Пакистаном Индией недавно ушла в отставку единственная женщина-военный пилот. Но в странах государственного ислама пакистанские "летающие девушки" станут первыми.
В классе, где учат летной теории, идут занятия. Перед компьютерными мониторами сидят курсанты, на экране перед ними - имитация посадки на полосу аэродрома. Среди занимающихся - две девушки, одетые в такую же военную форму, как и остальные.
"Курсант Саба Хан, курсант Мариам Халид", - представились они.
"Это была мечта всей моей жизни, - говорит Мариам. - С детства, сколько себя помню, я хотела стать пилотом военного самолета". Родители одобрили ее выбор, Мариам считается одной из лучших курсанток.
"Я из военной семьи, - объясняет вторая девушка, Саба. - Когда узнала, что в PAF (Pakistan Air Force) набирают женщин, я была счастлива, что смогу хотя бы попробовать поступить в училище. Теперь я, надеюсь, стану истребителем".
Пакистан - исламское государство. Радикальные исламисты здесь выступают против того, чтобы женщины работали, требуют, чтобы они носили бурку (балахон, полностью закрывающий голову и фигуру), не выходили из дома без сопровождения мужчин. В некоторых регионах страны женщина не выходит на улицу с открытым лицом и не позволит себе беседовать с посторонним мужчиной. В деревнях и на племенных окраинах до сих пор действует варварский закон "убийства по чести", когда мужчины калана или рода считают себя вправе убить женщину, если она, по их мнению, опорочила честь семьи. Но при этом пакистанки в исламском мире с особой решимостью оттаивают свои права.
Государство Пакистан появилось в 1947 году, выделившись как наиболее исламизированная часть Британской Индии, и пакистанцы считают себя наследниками знаменитой мусульманской Империи Великих Моголов. В знатных могольских семьях женщина традиционно занимала особое место, она могла даже возглавить род, а в случае необходимости - взять саблю и сесть на коня. Эти традиции сохранились и во многих семьях пакистанской элиты. Не случайно именно в Пакистане появилась первая в мусульманской стране женщина-премьер - Беназир Бхутто. А теперь пакистанки намерены сесть в кабину сверхзвукового истребителя, и этим девушкам, похоже, все равно, что думают о них радикальные исламисты.
Саба и Мариам соглашаются ответить на вопросы о себе. Выяснилось, что вне училища предпочитают носить национальный костюм шальвар-камис (брюки и блуза с шарфом-дупатой), но при этом часто ходят в джинсах, особенно в компании. Слушать любят национальных исполнителей, а танцевать - под западную танцевальную музыку. "А еще мне нравится Брайан Адамс", - немного смущенно сообщает Саба.
Нас приглашают пройти на аэродром. Курсантки заходят в специальный класс, откуда выходят в шлемах и летных комбинезонах, поверх которых надеты парашюты. Саба и Мариам показывают аэродром, учебные реактивные самолеты, на котором проходят летную подготовку: "Вот наши летающие парты". Они садятся в кабину и начинают готовиться к вылету.
Пока девушки находятся на летных занятиях, командир Аднан приглашает к себе. Он объясняет, что к выпуску в марте этого года готовятся семь девушек-пилотов. Их подготовка ничем не отличалась он подготовки юношей - те же занятия, те же полеты, те же физические нагрузки. Отбирали девчонок так же строго, как и мужчин, в том числе и с точки зрения здоровья, которое у военного летчика должно быть абсолютным.
"Они - хорошие пилоты, - говорит Аднан - И очень дисциплинированы. Куда дисциплинированнее, чем юноши. Если я даю домашнее задание, я точно знаю, что девушки придут на следующий день, сделав все полностью".
Что будет с летчицами дальше - решит госкомиссия: после выпускных экзаменов в училище они, как и другие курсанты, будут направлены в центр летной подготовки, где пройдут курс тренировки на том самолете, на котором им уже предстоит служить. А потом их ждут боевые полки.
"Я хотела бы служить в части, где на вооружении истребители F-16", - говорит Саба Хан, вернувшись с аэродрома. Ее подруга Мариам Халид согласно кивает головой. Истребитель-бомбардировщик F-16 американского производства - самый современный боевой самолет из числа стоящих на вооружении пакистанкой армии. В ближайшее время Исламабад намерен закупить еще несколько десятков таких самолетов.
"У вас есть мечта? - спрашиваю я напоследок Сабу и Мариам, предполагая услышать что-нибудь о счастье или семье. "Да, есть, - с улыбкой отвечает Саба. - Я мечтаю полетать на русском истребителе Су-30. Говорят, потрясающая машина!". "Неплохо бы и на МиГ-29", - добавляет Мариам.
Девушки берут под мышки свои шлемы, прощаются и опять уходят на аэродром.