30 марта первый бразильский космонавт Маркус Понтес вместе с экипажем 13-й экспедиции отправится на Международную космическую станцию. Последние три месяца подполковник ВВС Бразилии живет в Звездном городке, где готовится к полету в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. О себе и своих впечатлениях о России Маркус Понтес рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «РИА Новости» Дмитрию Бобкову.
- Маркус, как Вы пришли в космонавтику?
- С самого детства мне нравились самолеты, наверное, это во многом и определило мою дальнейшую судьбу. В 1984 году я окончил Академию ВВС Бразилии, получив звание пилота. Работая летчиком-испытателем, я всегда мечтал полететь в космос. В середине 90-х годов в Бразилии уже существовала своя космическая программа, однако проектов, связанных с полетами, не было. Наконец, в 1998 Бразильское космическое агентство объявило набор среди бразильских космонавтов для полета в космос. К этому времени Бразилия уже активно подключилась к программам Международной космической станции. И тогда я решил для себя, что у меня есть шанс осуществить давнюю мечту.
- Расскажите, как Вы оказались в числе претендентов?
- Когда был объявлен конкурс, я находился в Калифорнии. Я сразу же приехал в Бразилию, где начал проходить всевозможные испытания, тесты. Должен сказать, что порядок отбора в Бразилии был точной копией того, что существует в НАСА. В итоге я сдал все экзамены, после чего в августе 1998 приступил к подготовке в космическом центре им. Джонсона в США вместе с астронавтами НАСА. Через два года я получил необходимую для полета в космос квалификацию и сдал экзамены на звание астронавта.
- Когда был запланирован Ваш первый полет?
- Мой первый космический полет планировался на 2004 год, однако из-за трагической катастрофы шаттла Columbia в 2003 году американцы были вынуждены приостановить полеты шаттлов, и мой полет стал возможен не ранее 2008 года.
- Представляю Ваше разочарование!
- Еще бы! Ведь я долгие годы готовился к этому. Однако в сентябре 2005 Бразильское космическое агентство пришло к соглашению с «Роскосмосом», согласно которому бразильский космонавт в составе 13-й экспедиции на МКС полетит в космос в 2006 году. Был подписан контракт, и я начал подготовку в России.
- Сейчас Вы уже можете сравнивать систему подготовки к полетам в России и США. Можете ли Вы сказать, что тренировочные процессы сильно отличаются друг от друга?
- Честно говоря, я бы не сказал, что подходы к тренировкам в России сильно отличаются от американских. Принципиальная разница заключается в том, что когда я занимался центре им. Джонсона в Соединенных Штатах, точная дата полета была неизвестна. Поэтому я не был ограничен во времени, не имел четкого расписания. В Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина в Звездном городке, где я начал готовиться с октября прошлого года, все обстоит по-другому. Я должен подойти к полету в оптимальной форме, поэтому тренировочный процесс здесь четко структурирован, расписан буквально по минутам. Ведь остается совсем мало времени.
- Тяжело было преодолевать языковой барьер?
- Это одна из тех вещей, которых стоило опасаться в самом начале! (смеется). Надо сказать, что до этого я уже бывал в России - в 1994 году приезжал испытывать российский боевой самолет МиГ-29. Однако, как вы сами понимаете, тогда для общения мне вполне хватало английского. На этот раз дело обстоит иначе, одним из условий моего полета на российском корабле «Союз» является знание русского языка. Конечно, я не должен владеть им в совершенстве! Не думаю, что фактически за три месяца можно выучить язык. Однако я должен понимать специальные команды, технические термины, сообщения из Центра управления полетами. Поэтому сейчас я серьезно занимаюсь, и, скажу честно, мне очень нравится русский язык. Более того, я планирую продолжить свои занятия после полета.
- Какие были первые впечатления от России?
- Самые лучшие! Конечно, я много слышал о русских холодах. Но когда я приехал в октябре, все оказалось не так страшно, как я ожидал. И даже когда в январе пришли по-настоящему сильные морозы, я привык довольно быстро. Вообще, я очень легко освоился в России. Одна из главных вещей, которая меня сразу же поразила до глубины души, это отношения между людьми. Русские чрезвычайно приветливы и добродушны. И даже несмотря на определенный языковой барьер, я не испытываю никаких сложностей. Кстати, то же самое можно сказать и о Бразилии, где люди крайне просты в общении. Мне нравится это.
- У Вас уже появилось любимое русское блюдо?
- Мне все нравится, ваша кухня просто замечательная, но больше всего я полюбил традиционные русские супы – щи, борщ.
- Удается смотреть телевизор?
- Да, я стараюсь смотреть телепередачи на русском языке. В основном, это сериалы (смеется).
- Маркус, у Вас есть персональный сайт в Интернете, где Вы ведете дневник, в котором рассказываете о ходе подготовки, описываете свои впечатления о России.
- Да, мне действительно нравится писать. Почти каждую неделю я публикую небольшой рассказ о моей жизни в России, о тренировках в Звездном городке, об особенностях россиян. Я надеюсь, что в будущем мне удастся издать мои заметки в виде отдельной книги.
- Давайте вернемся к Вашему полету. Какого рода исследования Вы планируете провести на Международной космической станции?
- Мне предстоит работать на станции десять дней. Изначально планировалось проведение 10 экспериментов, на данный момент два из них не подтверждены. В основном они касаются сферы нанотехнологий. Кроме этого, программа полета предусматривает фото и киносъемку бразильской территории из космоса.
- Насколько важным Вам представляется полет в космос первого бразильского космонавта на российском корабле «Союз» с точки зрения перспективы развития двусторонних отношений России и Бразилии?
- Мне кажется, это глубоко символичное событие, которое знаменует собой начало тесного сотрудничества двух стран, причем это касается не только сферы космонавтики. Мне кажется, что у России и Бразилии есть много общего. У нас схожие пути экономического развития, наши страны обладают богатым потенциалом для реализации совместных проектов в самых разных областях – в науке, высоких технологиях, образовании и многих других. И я уверен, что это партнерство пойдет на пользу обеим странам.
- Вы ощущаете себя сегодня персоной № 1 в Бразилии? Вас не отвлекает такой большой ажиотаж вокруг Вашего полета со стороны прессы?
- Нет, нисколько. Я всего лишь выполняю свою работу, пытаюсь полностью концентрироваться на подготовке к полету. Кроме того, я задумываюсь над тем, что буду делать после возвращения из космоса. И я верю, что могу быть полезен на Земле, причем не только для Бразилии, но и для России. Это моя главная цель.
- У Вас есть дети – сын и дочь. Не собираются ли они пойти по стопам отца и посвятить свою жизнь космосу?
- Совсем недавно я задавал этот вопрос своему сыну. В настоящее время он заканчивает Международный институт бизнеса в США. Так что, полагаю, он уже определился со своей будущей профессией. Что касается дочери, то она еще только вступает во взрослую жизнь. Хотя не думаю, что она свяжет ее с космосом.
- В России Вы уже довольно давно. Удалось выбрать время, чтобы съездить в Москву?
- Я был в Москве всего три раза. И времени, чтобы получше узнать город, практически не было. Но я намерен исправить этот пробел после полета, когда не будет тренировок и занятий, не будет такого напряжения в связи с огромной ответственностью, которая лежит на мне. Я планирую взять отпуск и провести его в России. Не знаю, почему, но одно из мест, где мне хотелось бы побывать, это озеро Байкал.