Вместе с первыми победными реляциями с олимпийских арен Турина донеслись угрозы со стороны МОК снять нашу команду с дистанции за слишком агрессивную рекламу ее главного спонсора фирмы Bosco di Ciliegi.
Агрессивность выразилась в количестве наклеек с названием фирмы-изготовителя на экипировке спортсменов. Есть и еще какие-то параметры, в которых скучно разбираться. Да мне, как болельщику, и не до этого. Разве, когда финишировал Евгений Дементьев на тридцатке, я увидел на его груди, или рукаве, или шапочке, или лыжах хоть какой-нибудь товарный знак. Он сам в этот момент был знаком, знамением и символом…
Болельщики, надо сказать (особенно азартные и счастливые болельщики), рекламы, какой бы агрессивной и назойливой она ни была, не наблюдают. Они ничего и никого не видят, кроме своих любимцев и их соперников. Конечно, это не резон, чтобы железной метлой вымести со спортивных арен все логотипы и брeнды.
Я знаю, что у каждого индивида имеется такая штука, как подсознание, именуемое в просторечии подкоркой. И там оседает какая-то яркая информация. И когда я иду в спортивный магазин, чтобы купить себе кроссовки, футболку, или бейcболку, то она вылезает наружу и незаметно для меня самого подталкивает раскошелиться на то, другое и третье с лейблом Bosco. Потому для всех всемирно известных фирм Олимпиада – это тоже ристалище. В Турине, стало быть, живут не только спортивные, но и коммерческие страсти.
Я знаю также, что без богатых спонсоров спортсмены далеко не убегут, быстро не пробегут и высоко не прыгнут. Слишком дороги инвентарь, экипировка, упаковка, снаряды, аренды и т.д. Недешевы также тренировки, разъезды, перелеты, гостиницы. И вообще нет ничего бесплатного. Я все это знаю и понимаю, но чтобы из-за разборок рекламодателей нависала бы над страной возможность дисквалифиции ее национальной команды, - это уж перебор.
Что первое пришло на ум, когда ленты информационных агентств запестрели сообщениями о претензиях и возможных санкциях МОКа? То, что Россию опять хотят подкузьмить. Не мытьем так катаньем. Не допингом, так рекламой. Что ей ставят подножку в тот самый момент, когда она стала набирать очки и медали… Что ее хотят подстрелить на взлете.
Вторым явилось подозрение, что воротилы нашего спорт-бизнеса от жадности и в стремлении к максимальной рекламоемкости нахватали обязательств сверх заключенных контрактов и теперь их поймали на месте превышения.
Третье допущение: все идет от присущей нам дурости, необязательности: кто-то кому-то не то сказал, кто-то что-то не так понял, кто-то где-то не досмотрел и пошло-поехало… И вот теперь приходится, следя за тем, что происходит на лыжных трассах и ледяных аренах, ловить информацию о совещаниях юристов спонсорских фирм и МОКовских функционеров по поводу разразившегося скандала.
Слава богу, к концу вчерашнего дня все вроде бы образовалось. И наши спортивные чиновники бодро отрапортовали о преодолении возникших разногласий. Сейчас все наши спортсмены снабжены скотчем, чтобы заклеивать лишние наклейки, а также лишние сантиметры этих наклеек.
Но попутно всплыли и претензии самих спортсменов ко всемирно известной фирме Bosco di Ciliegi. Амуниция красивая, эффектная (ее вовсю нахваливали наши комментаторы во время церемонии открытия), но, как теперь выясняется, не вполне удобная. У спортсменов появились нарекания на травмочреватые кроссовки, в доказательство чего были продемонстрированы кровавые мозоли. В свою очередь глава компании Bosco Михаил Куснирович выразил раздраженное неудовольствие после того, как биатлонистки Светлана Ишмуратова и Ольга Пылёва появились на церемонии награждения в спортивных брюках производства не Bosco, а компании Adidas. На что руководство команды ответило недоуменным вопросом: а почему выданные комплекты одежки оказались на несколько размеров больше положенного. Им на это: «А быть этого не может!».
Наверное, такого рода конфликтных коллизий на подобного масштаба состязаниях пруд пруди. На них можно было бы и после этого притушенного скандала наплевать и забыть, но что-то подсказывает: он не последний. Рекламные страсти, сдается мне, еще не раз застят страсти спортивные. Реклама как сфера коммерческой деятельности стала проблемой.
Она действительно стала фактором спортивной индустрии. Причем не только позитивным, но и негативным. Как фармацевтика, которая может быть использована и в помощь атлету, и во зло ему.
Примерно с такой же ситуацией столкнулось и телевидение. Буквально накануне Олимпиады Дума приняла во втором чтении законопроект об уполовинении рекламного объема в телеэфире. Она показала рекламе, можно сказать, красную карточку. И теперь не знаешь: страдать иль наслаждаться по этому поводу?
Понятно, что телевидение слишком дорогая игрушка, чтобы можно было ею забавляться без поддержки товаропроизводителей. Даже на государственных каналах. Ее позвали накрыть стол, а она ноги на стол. А выгнать – себе дороже. Не пообедаешь. Что остается? Научить ее правилам хорошего тона и цивилизованного поведения. В этом и загвоздка. Тот законопроект, что выработан Думой, демонстрирует всю сложность проблемы. На радость телезрителям сокращаются рекламные паузы вдвое, а на горе им же ухудшается качество того, что идет между ними. И тоже в разы.
Чтобы показать «Мастера и Маргариту» и «В круге первом» без лирических и комических отступлений, рассказывающих о достоинствах шампуней, пасты, майонезов и фенов, менеджерам телеканала «Россия» пришлось забить под завязку этими товарами криминальные сериалы.
***
Между прочим, на горе себе мы, телезрители, можем увидеть следующую Олимпиаду в уполовиненном варианте, если столь радикальный законопроект станет законодательной нормой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции