Сургут - это символический этап "Сибирской одиссеи". Экспедиция преодолела половину пути, целых четыре тысячи километров! Давай-давай!
"Я прибыл в Сургут вчера вечером после длительного этапа протяженностью 220 км, который я прошел за два дня. Вернее, ночи, так я мог снова ехать при свете луны.
Это был очень трудный этап. На Оби, куда я выехал с собаками, к несчастью, опять поднялся ветер.
В Нижневартовске, крупном портовом города перед Сургутом, руководство компании "Томсктрансгаз", оказавшее "Сибирской одиссее" посильную помощь, перепоручило экспедицию своим коллегам из родственной компании "Тюментрансгаз", в ведении которой находится газопровод, идущий к югу и крупным городам России, Украины и Европы.
Дует сильнейший ветер, его скорость достигает 70 км/ч. Это имеет два последствия.
Во-первых, снег на реке твердеет. Трасса, казалось бы, должна стать только лучше, но происходит обратное. Действительно, снег не достаточно утрамбован, собаки вязнут, и движение значительно замедляется. Скорость снижается до 5 км/ч, в то время как при обычных условиях средняя скорость составляет 15 км/ч. Такой ветер создает очень плотные снежные наносы, под которыми скрываются скопления мягкого снега.
С эстетической точки зрения все великолепно! Река - это настоящее произведение искусства, порой она напоминает песчаную пустыню. Дорогу устилают сугробы и льдины с почти совершенными геометрическими формами. Такое зрелище захватывает дух, но путешествовать на собачьих упряжках довольно затруднительно.
Во-вторых, поскольку снег очень твердый, гусеницы снегоходов, которые опережают экспедицию на несколько дней, практически не оставляют на снегу следов. Это затрудняет поиск трассы, которую довольно часто застилает снежная пыль. Так, я потерялся в рукавах Оби и прошел впустую не один километр.
Из-за паковых льдов трасса извилиста. Обходя стороной паковый лед, проходчики делают множество крюков, а лишние километры только накапливаются.
Этот этап стал для всех большим разочарованием. Проходчикам, которым продолжают упорно работать в экстремальных условиях, начинает казаться, что их усилия напрасны, так как трасса тотчас же стирается или покрывается снегом.
Я тоже обескуражен, ведь я два месяца мечтал о переходе по замерзшей Оби. Здесь же меня ожидала настоящая каторга.
В самом деле, экспедиции с первых дней сопутствует неудача.
Местные рыбаки, живущие по берегам Оби, уверяют нас, что на протяжении трех предыдущих недель не было ни малейшего дуновения. А как только Гао, вожак упряжки, ступил на лед, начался сильнейший ветер!
Температура поднялась, но несмотря на то, что столбик термометра не опускается ниже -35°С, ветер делает погоду еще более невыносимой, чем это было на прошлой неделе при -55°C.
На берегах Оби крайне мало растительности, что не позволяет разжечь костер, чтобы растопить лед и напоить собак. Поэтому места для привала необходимо готовить заранее.
По сравнению с трассой, идущей вдоль газопровода, по которой мы следовали на прошлой неделе, берега Оби достаточно заселены.
Через каждые 50-100 км можно встретить рыбацкий поселок. Местные жители выходят рыбачить на лед, в котором сверлят отверстие при помощи бура и прочих кустарных инструментов. Они отправляются к реке либо на "буране" (местном снегоходе), либо на лошадях. Я был удивлен, увидев сети, полные рыбой: здесь была щука, голец, карп, осетр и различные виды лососевых.
Однако с увеличением количества сетей крупной рыбы становится все меньше и меньше. Несмотря на принятие защитных мер, последние, к сожалению, не соблюдаются.
Помимо проблем, связанных с чрезмерной ловлей, в верхнем течении реки расположены заводы, которые практически беспрепятственно сбрасывают токсичные отходы.
Встречи с рыбаками нравятся не только мне, но и собакам. Так, рыбаки предлагают собакам в качестве закуски свежевыловленную рыбу, а мне - горячего чаю, который они варят на костре или хранят в термосе.
По приезде в Сургут я решил дать собакам два дня отдыха. Это решение поддержал и мой друг Доминик Гранжан, известный ветеринар и специалист по ездовым собакам, который приехал на встречу с экспедицией, чтобы проверить общее состояние здоровья собак и привезти Тагиша.
Итак, мой Тагиш прибыл из Канады, чтобы встать на место покинувшего нас в Томске Нарсуака. Тагиш никогда не сможет восполнить потерю Нарсуака, но я уверен, что он быстро адаптируется к упряжке.
Эти два дня позволили собакам залечить подушечки лап, которые мы смазали мазью (эту очень эффективную микстуру специально приготовил Доминик), и отправиться в путь в хорошей форме. Надеюсь, что ветер спадет, ведь мы идем с опозданием, которое мы вряд ли наверстаем в горах Урала и дальше.
Меня беспокоят наши шансы вернуться в Москву вовремя.
Что же касается собак, они в отличной форме. Им немного не достает жира, но они сидели в течение двух дней на специальной диете с целью увеличения запасов жиров, которые необходимы для хорошего ритма езды.
Они снова рвутся в путь. Для меня нет ничего отрадней, чем видеть своих собак в стартовых колодках.
Для полного счастья осталось лишь, чтобы стих ветер.
Я гляжу на верхушки деревьев, надеясь, что так и будет".
В воскресенье целый день крупными хлопьями валил снег.
В понедельник после двухдневного отдыха ветер стих лишь немного, и Николя с собаками отправился ранним утром в дорогу. Ближайшая цель - доехать за три дня до Ханты-Мансийска, расположенного на расстоянии в 350 км.
Сведения о Сургуте:
Этот город и его окрестности являются энергетическим сердцем России. В радиусе нескольких сотен километров на зависть американцам качают нефть и газ, которые затем поступают на юг Сибири и на запад, в крупные города СНГ и через Украину в Европу.
Здесь находятся 80% российских энергоресурсов.
Этот регион, его прошлая, настоящая и будущая жизнь являются воплощением одного из основных коммунистических лозунгов, большой мечтой советской эпохи: освоить Север и его богатства!
Север построили потомки депортированных, а затем целые потоки людей, которые устремились сюда со всего СССР, думая о будущем развитии этих земель и мечтая о более высоком уровне жизни. Именно здесь сорок лет назад все и начиналось и продолжается до сих пор. Специалисты утверждают, что запасов полезных ископаемых хватит на сто лет. Сургут продолжал развиваться и в эпоху перестройки.
Историческая справка о регионе Томск-Сургут
Преодолев более тысячи километров от Томска, "Сибирская одиссея" достигла Сургута. Этот гигантский этап был пройден по той самой дороге, по которой давным-давно шли первые ссыльные русские, в том числе декабристы - первые революционеры царской эпохи. Эта дорога шла вдоль течения реки Обь, одной из крупнейших рек России, которая берет начало в горах Алтая, а через тысячи километров к северу впадает в Северный Ледовитый океан. На протяжении веков по берегам Оби выросло множество деревень, в которых жили разные поколения ссыльных. Каждое лето, продолжительность которого здесь невелико, этих людей привозили на баржах и оставляли. На берегу им давали в руки лопату и говорили: "А теперь копай, если хочешь уехать отсюда!" Летом здесь жарко. Эти гигантские и болотистые земли - лучшая тюрьма в мире. В июле и августе вам досаждают тысячи кровожадных мошек и комаров. Зимой столбик термометра опускается здесь до -40°C, и выжить могут лишь самые сильные и крепкие... В советское время (так в оригинале - пер.) в одной из таких деревень, созданных за годы русских ссылок, - Нарыме, - побывал Сталин. Он смог сбежать, благодаря своим партийным связям в Москве. Но урок этот Сталин не забыл: именно сюда он последовательно ссылал тысячи людей всех национальностей, какие только были в советской империи.