15 февраля в Вене состоится очередная встреча министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова с министерской «тройкой» Европейского союза. Кто будет участвовать в этой встрече со стороны ЕС?
Со стороны «тройки» – министр иностранных дел председательствующей в ЕС Австрии Урсула Плассник, министр иностранных дел Финляндии (председательствует в ЕС во второй половине 2006 года) Эркки Туомиоя, член Комиссии Европейских сообществ, ответственная за внешние связи и политику соседства Бенита Ферреро-Вальднер и генеральный секретарь Совета ЕС/высокий представитель Европейского союза по общей внешней политике и политике в области безопасности Хавьер Солана.
Какова повестка дня предстоящих переговоров?
В ходе переговоров будет рассмотрен ход развития отношений Россия-ЕС, обсуждены шаги по дальнейшему укреплению диалога между Россией и Евросоюзом. Встречи министра иностранных дел России с «тройкой» ЕС – важная составная часть политического диалога Россия-Евросоюз. На нынешней встрече основное внимание будет уделено вопросам реализации «дорожной карты» по общему пространству внешней безопасности (тематика экономического, правового, гуманитарного сотрудничества подробно обсуждаются в других форматах). Известно, что международная проблематика – одно из наиболее сложных, политически «емких» направлений нашего взаимодействия с ЕС. Это объясняется как широким диапазоном обсуждаемых тем, так и непростым и достаточно громоздким механизмом принятия внешнеполитических решений внутри Евросоюза, который нам приходится учитывать.
Какие конкретные вопросы будут обсуждаться в Вене?
Повестка дня венской встречи будет включать обмен мнениями по таким актуальным международным проблемам, как ядерная программа Ирана, развитие ситуации на Ближнем Востоке, кипрское урегулирование, а также сотрудничество в регионах, прилегающих к границам России и ЕС (Западные Балканы, Украина, Молдавия, Грузия).
Каков российский подход к решению обсуждаемых сторонами вопросов?
В тех вопросах, где позиции России и Евросоюза совпадают или близки, готовы переходить к большей координации, совместным действиям на международной арене при взаимном учете интересов друг друга. Такое взаимодействие России и ЕС направлено на достижение нашей общей цели – строительство Европы без разделительных линий. Оно органично дополняет уже имеющиеся и доказавшие свою эффективность форматы многостороннего и двустороннего сотрудничества России с рядом европейских стран в международных делах, само по себе является существенным фактором укрепления международной стабильности и безопасности.
В ходе встречи обратим внимание представителей ЕС на опасность попыток определенных сил превратить зону нашего общего соседства в зону соперничества между Россией и ЕС. Учет законных интересов друг друга, забота о сохранении накопленных интеграционных связей, отказ от «двойных стандартов» позволят совместно выходить на конструктивные решения в вопросах, где наши подходы подчас не совпадают (например, «замороженные конфликты», положение с правами русскоязычного населения в странах Балтии).
На каком пути можно искать взаимодействие с обеих сторон?
Задача укрепления внешнеполитического взаимодействия не может быть реализована без соответствующего инструментария. На предыдущей встрече с «тройкой» в ноябре 2005 года российская сторона внесла предложения по совершенствованию механизмов взаимодействия в рамках третьей «карты». Речь шла, в частности, о более регулярных контактах постпреда России при ЕС с Комитетом по вопросам политики и безопасности ЕС в Брюсселе, налаживании рабочих контактов между спецпредставителями ЕС по отдельным региональным проблемам и, с российской стороны, спецпредставителями президента России, послами по особым поручениям. В целом видим со стороны Евросоюза позитивный настрой. Дело за практическими решениями.
Какие еще вопросы будут рассматриваться в ходе встречи?
Остается актуальной и будет подробно обсуждена тема выполнения Европейским союзом Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия-Евросоюз от 27 апреля 2004 года, в частности в вопросах обеспечения прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии, калининградского грузового транзита.
Планируем обменяться с партнерами из Евросоюза подходами к вопросу обновления основ отношений Россия-ЕС после 2007 года, когда истечет первый десятилетний срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
В настоящее время между обеими сторонами идет экспертный диалог по разработке нового соглашения. Оптимальным вариантом, с нашей точки зрения, является разработка краткого юридически обязывающего рамочного соглашения, дополненного системой секторальных договоров.