Рейтинг@Mail.ru
Через год после убийства Харири Ливан живет в атмосфере нестабильности - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Через год после убийства Харири Ливан живет в атмосфере нестабильности

Читать ria.ru в
На 10 часов утра намечен сбор участников митинга памяти Рафика Харири на площади Павших в центре Бейрута рядом с тем местом, где находится его могила.

БЕЙРУТ, 14 фев - РИА Новости, Павел Давыдов. В полночь с понедельника на вторник под огромным портретом Рафика Харири, висящим в районе Карейтем в западном Бейруте, цифра 365 сменилась на 366. Этот необычный, не имеющий аналогов в мире, календарь отсчитывает дни с того времени, когда утром 14 февраля 2005 года неподалеку отсюда прогремел мощный взрыв, оборвавший жизнь бывшего премьер-министра Ливана и еще 20 человек. Волны от него, как от подземного толчка, прокатились по всей стране, кардинальным образом изменив ее жизнь.

Сотни тысяч ливанцев - христиан, мусульман и друзов в едином порыве вышли год назад на улицы Бейрута, обвинив Сирию в убийстве человека, с именем которого во многом было связано экономическое возрождение Ливана после длившейся 15 лет гражданской войны.

Беспрецедентный массовый протест и мощное международное давление вынудили Дамаск вывести в апреле 2005 года свои войска из Ливана. Антисирийская оппозиция выиграла состоявшиеся в мае-июне парламентские выборы, ливанское правительство возглавил ближайший помощник экс-премьера Фуад ас-Синьора.

После вынужденной 15-летней эмиграции в Ливан вернулся один из наиболее видных оппонентов Сирии генерал Мишель Аун. Вышел на свободу и другой лидер христиан, бывший фалангист Самир Джааджа, 11 лет томившийся в тюрьме.

Но стремительный уход Сирии, завершивший ее 30-летнюю опеку над Ливаном, не столько привел его к "свободе, суверенитету и независимости", которых требовали демонстранты, сколько способствовал образованию в стране вакуума безопасности. Прокатившаяся по Ливану за прошедший год серия взрывов и политических убийств, жертвами которых стал ряд видных антисирийски настроенных журналистов и политиков, породили в стране панические настроения, создали атмосферу страха и неуверенности.

Опасаясь за собственную жизнь, конфессиональные и политические лидеры укрылись в своих вотчинах, редко отваживаясь покидать усиленно охраняемые родовые "гнезда". Лидер антисирийского блока и парламентского большинства Саад Харири - 36-летний сын и политический наследник убитого экс-премьера предпочел в июле прошлого года вообще уехать за границу. Вернулся в Ливан он лишь два дня назад в надежде возродить дух 14 марта 2005 года - того памятного дня, когда около миллиона человек собрались в центре Бейрута, чтобы выразить протест против сирийского присутствия.

Этот эмоциональный порыв был представлен в ливанских оппозиционных и западных СМИ как свидетельство ливанского общенационального единства. Однако, несмотря на все усилия Запада, прежде всего США и Франции, длилось оно не долго.

Поэтому годовщина смерти Харири, по словам его преемника, должна стать "днем возрождения веры в единство Ливана". Саад Харири призвал всех ливанцев отдать дань памяти экс-премьеру, назвав участие в организуемой им во вторник в Бейруте манифестации "национальным долгом": "Я призываю ливанцев занять в этот день историческую позицию, продемонстрировать, что наше национальное единство превыше всего".

Однако, очевидно, что откликнутся на этот призыв далеко не все.

Ливан разбит на два лагеря. В то время как лидеры "Движения 14 марта", опираясь на Запад, выступают за прекращение всякого влияния Сирии в Ливане, представители составляющих 40-50% населения страны шиитов считают, что разрыв отношений с Сирией не на пользу, прежде всего, самому Ливану, и выступают категорически против сближения Ливана с США. Они опасаются, что это уведет страну с общеарабской орбиты на орбиту израильскую.

Опасения эти усилились после того, как один из лидеров антисирийского блока, глава друзской общины Валид Джумблат заявил недавно в телевизионном интервью, что Израиль больше не является врагом Ливана.

"Израиль больше не является моим врагом. Мой враг - Сирия", - сказал он.

Нет единства и в самом "Движении 14 марта". За сохранение союза с арабскими странами, в том числе с Сирией, выступают, в частности, многие ливанские сунниты, к которым принадлежит и Саад Харири.

"Я не согласен идти против арабских стран, тем более после того, как мы видим результаты политики США в Ираке", - говорит один из участников демонстраций прошлого года, ливанский рабочий, суннит Мухаммед Салям.

Против того, чтобы Ливан становился инструментом в руках США или Франции, выступают и многие ливанские христиане, традиционно ориентирующиеся на Запад.

"Конечно, Ливану лучше быть с развитым миром, но при этом мне вовсе не хочется, чтобы моя страна становилась орудием в руках США или Франции", - говорит студент Ливанского университета, христианин Джордж Хинди.

Год назад он не сомневался, что за убийством Харири стоит Сирия, был счастлив, что ливанцы требуют вывода сирийских войск, и потому участвовал во всех манифестациях. Однако с тех пор, по его словам, появилось слишком много свидетельств того, что политики, как ливанские, так и западные, использовали искренний порыв масс, прежде всего молодежи, в своих интересах, и энтузиазма у него поубавилось.

"Мы были для них словно дрова в костре "кедровой революции", - сетует молодой ливанец. - Я вовсе не уверен, что когда-либо вновь пойду на демонстрацию".

На настроениях ливанцев сказалось и бессилие новой власти, ее безразличие, как считают многие, к нуждам простых людей.

"В течение года мы слышим только одно: главное - узнать правду об убийстве Харири. Но ожидание правды может длиться не один год. Тем временем, экономическая ситуация в стране неуклонно ухудшается. Цены не ждут правды и продолжают расти, проблемы безработицы и нищеты нарастают. Власти тоже ее не ждут и намерены чуть ли не вдвое повысить в ближайшее время налог на добавленную стоимость, а экономические трудности не решаются", - сетует Мухаммед Салям.

Не вселяет в ливанцев оптимизма и ситуация в области безопасности. Все большее число людей подумывают об эмиграции.

"Я не верю, что обстановка в стране в скором времени улучшится. Сирийские спецслужбы из Ливана ушли, но на их место пришли разведки других стран. И пока они здесь хозяйничают, покоя не жди", - говорит Джордж Хинди. Поэтому он думает не столько о намеченной на вторник демонстрации "Национального единства", сколько о том, чтобы уехать для продолжения учебы во Францию.

Тем временем, 14 марта объявлен в Ливане выходным днем. Освобождены от занятий студенты и школьники. Это сделано преимущественно для того, чтобы ничто не помешало им участвовать в мероприятиях по случаю первой годовщины убийства бывшего премьера.

На 10 часов утра намечен сбор участников митинга памяти Рафика Харири на площади Павших в центре Бейрута рядом с тем местом, где находится его могила. Помимо выступлений ряда политиков, в том числе Саада Харири, программой предусмотрена минута молчания, шествие со свечами и музыкальный фестиваль.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала