«День основания государства» в Японии
«День основания государства» в Японии (праздновался до 1945 года, восстановлен в 1967 году); отмечается в день основания первой императорской династии (11 февраля 660 года до нашей эры).
Один из самых известных праздничных дней Японии установлен в 1872 году, тогда он назывался «Кигэнсэцу» - «День основания империи». После его отмены в 1945 году, после поражения Японии во второй мировой войне, праздник вновь восстановили в 1967 году в современной редакции - «Кэнкоку кинэнби» - «День основания государства». Мифы утверждают, что именно 11 февраля первый император Японии Дзимму положил начало нации восходящего солнца. С мифа о Дзимму начинается второй раздел эпоса «Кодзики». Имя Дзимму открывает собой длинный перечень правителей Японии эры богов, а сами мифы рассказывают об их великих земных деяниях. У Дзимму это поход из Химука, куда его предки спустились с небес, на восток, в страну Ямато. Дзимму считается первым императором эры богов, и у него впервые появляются даты правления: 660-585 годы до нашей эры. Сказание о Дзимму несет в себе отзвук подлинных исторических событий, в частности, походов племен, населявших Кюсю, в районы Центральной Японии на острове Хонсю. Однако содержание мифа о Дзимму все еще насквозь пропитано духом божественных чудес. По легенде, Дзимму с мечом в руке переправился с Кюсю на Хонсю, по пути выиграл множество битв, сражаясь со всевозможными врагами, в том числе с восьмьюдесятью земляными пауками, которых он быстро уничтожил, причем с помощью хмельного напитка. Дзимму посвящены храмы в Миядзаки (на Кюсю) и в Касивара (недалеко от Нара). В XIX веке правительство Мэйдзи внесло изменения в принятую ранее систему летоисчисления по годам правления императора. За всем периодом правления каждого императора устанавливалось одно название, в то время как раньше, при жизни одного императора, летоисчисление могло начинаться несколько раз. Введением «Кигэнсэцу» был узаконен отсчет японского летоисчисления с 1 января 660 года до нашей эры, то есть с года вступления на престол Японии Дзимму. Как гласят японские хроники, Дзимму, нацеливаясь на мировое господство, уже тогда провозгласил лозунг «Хакко итиу», что означает «восемь углов под одной крышей». Несмотря на то, что существование Дзимму не было историческим фактом, эта дата была выбрана, чтобы подчеркнуть в самой Японии и за рубежом законную власть правительства, сконцентрированную в руках императора. Праздник был отменен после поражения Японии во второй мировой войне, но вновь восстановлен в 1967 году. Он носит теперь название «Кэнкоку кинэнби» - «День основания государства». Дело в том, что «Кигэнсэцу» ассоциируется с идеями довоенного империализма и национализма, которые господствовали в Японии до капитуляции во второй мировой войне. В связи с тем, что концепция праздника не соответствовала новой Конституции Японии и современным принципам демократии и свободы, в 1967 году правительство решило дать новое название празднику - «Кэнкоку кинэнби». Отношение в обществе к названию неоднородно, и до сих пор сторонники и противники официального названия этого праздника собираются и обсуждают проблему, которая будоражит общество каждый год.
1829 - в Тегеране убит Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ1829 - в Тегеране убит Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ, поэт, драматург, дипломат.
Александр Грибоедов родился в Москве в родовитой дворянской семье. Он прошел курс обучения на двух факультетах Московского университета (словесного и юридического) и учился на физико-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов знал девять языков, был талантливым музыкантом (известны два вальса Грибоедова). А.С.Пушкин говорил о нем как об одном из «самых умных людей в России». В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольцем поступает в гусарский полк. После войны он занимается литературной работой, совмещая ее с дипломатической службой. В 1818 году Александр Грибоедов уезжает в Персию в качестве секретаря посольства. В Персии, а затем в Грузии работает над комедией «Горе от ума», которую закончил в 1824 году в Петербурге. Замечательное произведение Грибоедова проникнуто духом борьбы за достоинство человека, за русскую национальную культуру. В 1826 году Грибоедов находился под следствием по делу декабристов, но его причастность к декабрьскому восстанию не была доказана. В 1827 году Грибоедову как талантливому дипломату поручили важную миссию - заключить мирный договор с Персией. Он блестяще выполнил это поручение и в 1828 году был назначен туда послом. 11 февраля 1829 года зверски убит мусульманами-фанатиками, захватившими русскую миссию в Тегеране. Его молодая жена Нина Чавчавадзе на семнадцатом году жизни надела черное платье и не снимала его 28 лет, до самой своей смерти. В 1857 году в Тифлисе вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, заболела сама и умерла. Высоко над Тбилиси, в монастыре святого Давида, что на горе Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное чувство вложила Нина в слова, высеченные на тяжелом мраморном камне: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».
1902 - родилась Любовь Петровна ОРЛОВА1902 - родилась Любовь Петровна ОРЛОВА, актриса, народная артистка СССР.
Любовь Орлова родилась 11 февраля 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Отец был потомком тверской ветви Рюриковичей, служил в военном ведомстве; мать, урожденная Сухотина, происходила из старинного дворянского рода. В родстве с Сухотиными был Лев Толстой, книга которого («Кавказский пленник») с дарственной надписью хранилась как реликвия в доме Орловых. В 20 лет Любовь Орлова окончила в Московскую консерваторию (класс рояля), затем три года училась в хореографическом отделении Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТ, где исполняла главные партии в опереттах «Перикола» Ж.Оффенбаха, «Корневильские колокола» Р.Планкета и др. В 1933 году Л.П.Орлова оставила театр и полностью посвятила себя кинематографу. Впервые она появилась на экране в небольшой эпизодической роли миссис Элен Гетвуд в немом фильме «Любовь Алены», а затем сыграла главную роль в звуковом фильме «Петербургская ночь». Оба фильма вышли на экраны страны в 1934 году, однако того успеха, который Орлова имела на театральных подмостках, они ей не принесли. И лишь в конце декабря 1934 года, когда на экраны вышел фильм Г.Александрова «Веселые ребята», к Л.П.Орловой пришла настоящая слава. Для нее и Г.В.Александрова этот фильм стал первым шагом к многолетнему творческому содружеству и началом их совместной семейной жизни - вскоре после премьеры они поженились, и она играла во всех фильмах своего мужа. Творческая жизнь актрисы тесно связана с утверждением советской музыкальной кинокомедии: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна» и др. Во время войны Любовь Орлова находилась в постоянных разъездах, выступала с концертами в войсковых частях, госпиталях, на заводах и в колхозах. После войны она снялась в фильмах «Встреча на Эльбе», «Мусоргский», «Композитор Глинка». С 1955 года Орлова работала в Театре им. Моссовета, где сыграла роли Джесси («Русский вопрос» К.Симонова), Патрик Кэмпбелл («Милый лжец» Килти), Лидии («Сомов и другие» М.Горького), Норы, Лиззи («Лиззи Мак-Кей» Ж.П.Сартра). В 1960 году она вновь снялась в фильме Г.Александрова «Русский сувенир», который, вопреки надеждам, успеха не имел. В 1974 году Любовь Петровна снялась в своем последнем фильме «Скворец и Лира» (фильм был запрещен к показу). Орлова - лауреат государственных премий СССР, награждена орденом Ленина, другими орденами и медалями. Она умерла 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы, похоронена на Новодевичьем кладбище.
1887 - родился Иван Дмитриевич ШАДР
1887 - родился Иван Дмитриевич ШАДР, скульптор.
Иван Шадр (наст. фам. Иванов) родился в Шадринске (ныне в Курганской области) 11 февраля 1887 года в семье столяра. Имя родного города послужило основой псевдонима. В юности работал приказчиком у купцов. Занимался в екатеринбургской Художественно-промышленной школе. Придя пешком в Петербург, в 1907-1909 годах одновременно учился на Высших курсах Театральной школы, в Музыкально-драматической школе (Шадр обладал хорошим голосом) и Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907-1908) у Н.К.Рериха. В 1910-1912 годах молодой человек с вполне французской фамилией Шадр занимался в академии Гранд Шомьер, на высших муниципальных курсах скульптуры и рисования, где его учителями были знаменитые Антуан Бурдель и Огюст Роден. Венчала вполне традиционную для русского художника того времени стадию ученичества остановка в Риме, в Институте изящных искусств. Вернувшись на родину, жил в Москве (в 1919-1921 годах - в Омске). Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника мировому страданию» (1916), воплотивший характерные черты мемориальной пластики модерна (скорбящие фигуры, которые как бы «уходят» в стихию камня). Под влиянием революционной действительности тяготение Шадра к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Присущий официальной советской скульптуре «академический модерн» принимал у Шадра особенно темпераментный и романтический оттенок. Свойственная скульптору пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик («Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях). После создания в 1924 году натурной скульптуры «Ленин в гробу» он стал и главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Его памятники вождю мирового пролетариата были поставлены в Грузии, на Земо-Авчальской ГЭС, в Ленинграде, на Ижорском заводе, в подмосковных Горках. Параллельно он продолжал работу над любимой сюжетной скульптурой, лучшим образцом которой, безусловно, стал хрестоматийный «Булыжник - оружие пролетариата», созданный в 1927 году. Эта работа стала канонической, ее пластическое решение и идейный смысл идеально передают символику революционного порыва, характерную для того времени. В 1932 году Ивану Шадру довелось выполнить работу, которая, возможно, хранила его во времена куда более суровые. ЦИК поручил известному скульптору сделать надгробие для жены Сталина - Надежды Аллилуевой. В своей работе Шадр был ограничен сроками и тем, что опираться приходилось только на фотографии. Он несколько недель не выходил из мастерской - так трудно давалось ему художественное решение памятника. В своем дневнике Шадр писал: «С первого взгляда меня поразил лиризм ее лица. Хотелось не просто поставить памятник, но сделать его поэтическим. Задушевным». И это ему удалось. Материал был выбран сразу - белый мрамор. Шадр высек из мрамора высокую герму, которую венчала чуть склоненная женская голова с узлом волос на затылке. У подножия гермы - поникшая срезанная роза. В этом образе все печально и отрешенно. Позднее знатоки искусства говорили: «Классическая простота форм и линий передает ощущение лирической печали. Холодная фигура мрамора как бы прогревается, создает вокруг себя эмоциональную атмосферу». На годовщину смерти Надежды Аллилуевой памятник был установлен. Явно символистическая работа Шадра понравилась и самому Сталину. Памятник впечатлял любого, но, как писали тогдашние критики, «в нем есть величие скорби, но нет безысходного отчаяния…». Иван Шадр создал еще немало памятников (в том числе и Максиму Горькому), надгробий, садово-парковых скульптур, в том числе знаменитую обнаженную «Девушку с веслом». Изначально скульптура делалась для Московского парка культуры и отдыха имени Горького. Стояла она у главного входа в окружении фонтанов. Установили ее туда в 1936 году, а в 1941 году немецкая авиабомба разнесла ее на куски. Восстанавливать скульптуру не стали. Иван Дмитриевич Шадр прожил счастливую творческую жизнь. Умер знаменитый скульптор в Москве 3 апреля 1941 года.
2005 - умер Артур МИЛЛЕР
2005 - умер Артур МИЛЛЕР, американский драматург.
Он умер в возрасте 89 лет в своем доме в штате Коннектикут. Писатель был болен раком, пневмонией, а также страдал от болезни сердца. Причиной смерти стала остановка сердца. Артур Миллер родился 17 октября 1915 года в Нью-Йорке. В 1938 году окончил Мичиганский университет. Дебютировал в литературе в 1945 году романом «Фокус». После принесшей Миллеру успех пьесы «Все мои сыновья» он посвящает себя театру, впрочем, успевая писать также киносценарии, телепьесы, эссе, путевые заметки. В 1949 году за пьесу «Смерть коммивояжера» драматург был удостоен Пулитцеровской премии. В разгар маккартизма Миллер отказался назвать печально известному Комитету по расследованию антиамериканской деятельности имена своих коллег, сочувствовавших коммунистам. Его славе в Соединенных Штатах, да и во всем мире, способствовал и брак, правда, непродолжительный, со звездой Голливуда Мэрилин Монро. В 1965-1971 годах драматург занимал пост президента международного ПЕН-клуба - авторитетной Всемирной ассоциации писателей. В 1994 году на Бродвее была поставлена последняя пьеса Миллера - «Разбитое зеркало». В 2002 году Артуру Миллер была присуждена премия принца Астурийского, самая престижная в испаноязычном мире, которую называют «испанской нобелевской премией». Драматург не раз бывал в Советском Союзе и России, где присутствовал на премьерах своих пьес и неизменно восхищался отзывчивостью публики. Пьесы Миллера входят в репертуар театров многих стран, в том числе и в России (драмы «Вид с моста», «После грехопадения», пьесы «Воспоминание о двух понедельниках», «Это случилось в Виши», «Цена»). Критики писали, что социальные драмы Миллера обладают силой и пафосом греческих трагедий.