Евгений Пахомов
ИСЛАМАБАД, 10 фев - РИА Новости. Место, где в пакистанском городе Равалпинди пройдет траурная процессия мусульман-шиитов, легко узнать издалека по большому количеству полицейских.
Полицейские с палками в руках стоят через каждые полтора-два десятка метров, внимательно оглядывая приближающиеся автомобили.
Вскоре появляется натянутый поперек дороги канат - дальше проезд закрыт.
Улица Колледж-Роуд, обычно одна из наиболее оживленных в Равалпинди, на этот раз запружена не машинами и юркими повозками, а людьми: толпа стоит перед своеобразной баррикадой из опрокинутых повозок, людей пропускают через узкую щель, тщательно обыскивая каждого. Свободно пропускают лишь грузовики с солдатами, призванными поддерживать порядок. Без очереди, не избежав, однако, досмотра, могут пройти только официальные лица и журналисты.
Столь жесткие меры безопасности не случайны. Что ни год, во время шиитского траура Ашура обязательно происходят теракты, которые организуют боевики радикальных суннитских движений. Подпольная группировка Лашкар-е джангви даже объявила шиитов "немусульманами", а своей главной целью провозгласила построение в Пакистане "чисто суннитского государства".
Не стал исключением и этот год: сначала в городе с говорящем именем Танк на дороге, по которой шла шиитская процессия, сработало взрывное устройство - ранения получили девять человек. Затем суннитский террорист-самоубийца взорвал себя в толпе шиитов в городке Хангу на северо-западе страны - погибли около 30 человек.
Однако угрозы террористов не останавливают многочисленные толпы людей, желающих прийти на главную шиитскую церемонию. Причем собираются не только шииты, но и сунниты: во время процессии всем желающим раздают лепешки, фрукты, сладости. В толпе много детей, все девочки, как и взрослые женщины, одеты в траурные одежды.
Ашура в переводе с арабского значит "десятый": его отмечают в течение нескольких дней до и после десятого числа мусульманского месяца мухаррама (в этом году 10 мухаррама пришлось на европейское 9 февраля).
Для шиитов Ашура - это символ печали. В этот день в 680 году в битве при Кербеле были убиты внук пророка Мухаммеда третий шиитский имам Хусейн и 70 его сподвижников. В память об их мученической смерти шииты вот уже 1300 лет проводят уличные процессии.
"Вы не из Дании? - спрашивает высокий парень с траурной повязкой на голове, представившийся как Хасан Али. - Даже если из Дании, боятся вам нечего - мы из шиитского студенческого союза, и поддерживаем здесь порядок. Мы осуждаем ваши европейские карикатуры, но беспорядка не допустим".
С вопросом, не из Дании ли я, ко мне обратились еще несколько человек. Тема карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных сначала в датской газете, а затем растиражированных другими изданиями в Европе, потеснила здесь даже сообщения о терактах против шиитов.
Хасан Али показывает, как пройти на площадь, где ожидается главное действие. Здесь, у городского фонтана, превращенного в импровизированную трибуну, уже собралась огромная толпа. По всей длине улиц, подходящих к площади, видны качающиеся черные полотнища огромных траурных знамен.
Но все происходящее на самой площади больше напоминает политический митинг, чем религиозное действие. Один за другим ораторы поднимаются на трибуны и говорят о проблемах шиитской общины, о международных делах. Практически от каждого достается авторам "безбожных и богохульных карикатур, распространяемым в Европе". "Позор им!", - выкрикивают ораторы. "Позор! Позор!", - отвечает толпа.
"Позор Америке!", - несется над площадью. На вопрос, а при чем Америка, в которой пока не замечено карикатур на пророка Мухаммеда, стоящий рядом парень по имени Зульфикар отвечает: "Америка покровительствует этим странам. Значит, она тоже виновата".
Затем чтецы нараспев прекрасными голосами стали исполнять шиитские гимны о страданиях имама Хусейна и его сподвижниках. Красивые старинные тексты заставили всех притихнуть и слушать. Голоса несутся над площадью, многократно усиленные динамиками. В толпе многие начинают плакать, видно, что для собравшихся Ашура - это действительно настоящий траур.
Тем временем неподалеку все отчетливее становится слышен ритмичный звон. Здесь, посреди толпы, несколько десятков раздетых до пояса мужчин начали хлестать себя по спинам железными плетками, увенчанными остро отточенными лезвиями. Довольно быстро асфальт вокруг них, как и спины бичующихся, покрываются кровью.
Эта процессия - одна из самых главных составляющих траура Ашура. Время от времени из толпы выходят люди, чтобы присоединиться к бичующимся. Среди участников несколько совсем еще мальчишек. Толпа приветствует их криками. В числе зрителей немало девушек, которые с явным любопытством разглядывают участников кровавой церемонии. Женщины постарше, в свою очередь, искренне переживают за истязающихся. Но и для тех, и для других, похоже, в этом зрелище нет ничего удивительного.
Через некоторое время один из участников бичевания, мужчина с седыми волосами, командует: "Хватит!". Кое-кто из бичующихся продолжает хлестать себя, но седой довольно решительно отбирает у всех плетки и уносит куда-то в сторону. Из толпы выходят люди с пластиковыми бутылками и принимаются поливать водой окровавленные спины своих приятелей.
Одного из бичевавшихся едва успевает подхватить на плечо знакомый, подошедший с бутылкой воды, - тот уже начал оседать на землю. Его под руки немедленно отводят в сторону.
Тем временем толпа и черные знамена над ней начинают движение в сторону центра города - шествие отправилось дальше, оставив на асфальте пятна крови.
"Если ты любишь пророка, любишь имама Хусейна, то тебе не больно, - говорит один из участников церемонии по имени Азим. - Главное - вера, и ты становишься сильнее!".