Рейтинг@Mail.ru
Бижев Айтеч: задача ПВО СНГ - предупреждать и отражать нарушение границ - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бижев Айтеч: задача ПВО СНГ - предупреждать и отражать нарушение границ

Читать ria.ru в
Дзен
ОС ПВО создана для охраны воздушных границ государств-участников Содружества, осуществления совместного контроля за порядком использования воздушного пространства, оповещения о воздушно-космической обстановке, предупреждения о ракетном и воздушном нападении.

Интервью замглавнокомандующего ВВС РФ  Бижева Айтеча

- Айтеч Магомедович, для чего создавалась и что представляет в настоящее время Объединенная система ПВО СНГ?
      
- Я хотел бы подчеркнуть, что Объединенная система ПВО стран-участниц Содружества независимых государств (ОС ПВО СНГ) сегодня действует реально. 10 февраля 1995 года главы десяти государств - Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины - подписали соответствующее соглашение. Срок действия его не ограничен. Кроме того, оно открыто для других стран.

ОС ПВО создана для охраны воздушных границ государств-участников Содружества, осуществления совместного контроля за порядком использования воздушного пространства, оповещения о воздушно-космической обстановке, предупреждения о ракетном и воздушном нападении, ведения согласованных действий ПВО по отражению воздушного нападения и выполнения ряда других задач. В ее состав вошли несколько десятков зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении ЗРК "Оса", "Бук", С-125, С-75, С-200 и С-300 различных модификаций. А также части истребительной авиации (МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, Су-27), части и подразделения радиотехнических войск и РЭБ. 
      
- Каковы условия сотрудничества государств-участниц ОС ПВО Содружества? 

- Одним из важнейших условий функционирования Объединенной системы ПВО остается взаимный обмен информацией о воздушной обстановке между органами управления государств-участников. Сегодня такой обмен осуществляется между ЦКП ВВС Российской Федерации, ЦКП ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, ЦКП Сил воздушной обороны Республики Казахстан, командным пунктом войск ПВО Украины и командным пунктом войск ПВО и ВВС Республики Узбекистан. На командных пунктах ПВО (ВВС и ПВО) остальных стран взаимодействие осуществляется в неавтоматизированном режиме.

Что касается ВТС, то с нашей стороны оно организуется и ведется в соответствии с Указом президента РФ от 1 декабря 2000 года №1953. В нем, в частности, предусмотрены поставки продукции военного назначения для проведения ремонта и поддержания в боеготовом состоянии техники и вооружения ПВО СНГ, проведение капитального ремонта этой техники и вооружения на предприятиях РФ, в том числе ремонтно-восстановительных работ в местах постоянной дислокации с выездом бригад специалистов, а также другие направления сотрудничества.

Однако повседневная жизнь показала, что нередко дальнейшему развитию сотрудничества мешают некоторые правовые акты Российской Федерации, не отвечающие требованиям дня. Например, изменения нормативной базы сотрудничества, произошедшие в начале текущего десятилетия, вопреки ожиданиям, снизили оперативность и динамичность решения вышеназванных задач. 
      
- Важным шагом в развитии ОС ПВО стала организация совместного боевого дежурства. Что показал опыт его несения?

- Как известно, первыми к нему были привлечены силы и средства ПВО Республики Беларусь и России. Позже к ним присоединились Казахстан и Киргизия. В марте 2000 года их дежурные силы приступили к охране воздушного пространства. А сегодня совместное боевое дежурство уже несут части и подразделения ПВО Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана. Это позволяет повысить контроль и надежность охраны воздушных границ, снизить напряженность в работе дежурных сил, уменьшить затраты, а также сократить количество привлекаемых радиолокационных подразделений ВВС РФ. 
      
- Какими документами регламентируется деятельность ОС ПВО СНГ? Кем и как осуществляется ее финансирование?

- Создание, функционирование и развитие системы регламентируется, прежде всего, Соглашением о создании Объединенной системы ПВО стран-участников Содружества. А также Концепцией охраны воздушного пространства СНГ и Положением об основных направлениях реализации данной концепции. Наконец, Планом взаимодействия сил и средств ОС ПВО.

Финансирование осуществляется в соответствии с Положением о ежегодном финансовом планировании, финансировании создания, восстановления и совершенствования ОС ПВО, утвержденным решением Совета глав правительств Содружества 12 апреля 1996 года. Основанием для этого служит и ежегодный план ассигнований, утверждаемый Советом глав правительств. Он предусматривает выделение ассигнований на создание и совершенствование систем ПВО, обеспечение совместных мероприятий, разработку и реализацию общих программ по совершенствованию ОС ПВО.

Денежные средства перечисляются из бюджетов государств-участников соглашения на текущий счет Координационного комитета в Центральном банке РФ. Уполномоченным распорядителем средств является председатель Координационного комитета по вопросам ПВО - главнокомандующий ВВС Российской Федерации. Финансирование же собственных частей, а также работ по реализации основных направлений совершенствования национальной противовоздушной обороны осуществляется самостоятельно каждым государством.
      
- Каковы перспективы сотрудничества стран-участников?

- Решением Совета глав правительств от 20 июня 2000 года утвержден пакет общих программ создания и развития ОС ПВО. Их реализация позволяет сохранить и усовершенствовать национальную ПВО в соответствии с потребностями каждого государства. Одно из основных направлений - создание региональных межгосударственных систем противовоздушной обороны. В перспективе предусматривается создание подобных систем в Восточно-Европейском, Центрально-Азиатском и Кавказском регионах.

В настоящее время уже согласован пакет документов по единой региональной системе ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации. Это имеет важное стратегическое значение, поскольку она станет не только фактором сдерживания попыток силового давления извне, но и послужит углублению взаимовыгодного сотрудничества двух стран.

Еще один важный практический шаг - совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки. Начиная с 1995 года, практически ежегодно проводятся командно-штабные тренировки с органами боевого управления и дежурными силами ПВО в реально обозначенной воздушной обстановке. Всего за истекшие годы их проведено свыше 20. В них, как правило, участвуют оперативные группы командующих объединениями ВВС РФ и командующих войсками ПВО (ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) государств-участников СНГ. В ходе тренировок отрабатываются вопросы взаимодействия органов управления и дежурных сил ОС ПВО при работе с нарушителями госграниц и порядка использования воздушного пространства, с воздушными террористами, а также при оказании помощи воздушным судам, попавшим в нештатную ситуацию.
       
- Вы ничего не сказали о совместных учениях с боевой стрельбой? 

- Такие учения под названием "Боевое содружество" проводятся пока на российских полигонах. С 1995 года в них принимают участие соединения и части ПВО Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Украины. Так, за прошедшие годы для проведения боевых стрельб привлекались около 70 зенитных ракетных дивизионов, до 60 экипажей истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации, десятки подразделений РТВ.
        
- Если можно, расскажите о задачах и работе уже упоминавшегося вами координирующего органа?

- Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств - участников СНГ создан 19 апреля 1995 года для согласования усилий по совершенствованию ОС ПВО, координации действий войск и сил, рассмотрения предложений по строительству и совершенствованию системы. Председатель - главнокомандующий ВВС Российской Федерации, а членами являются командующие войсками ПВО (ВВС и ПВО, сил воздушной обороны) государств-участников СНГ, другие должностные лица.

Основная цель работы органа - реализация мероприятий по созданию инвариантной системы, обеспечивающей гарантированное предотвращение угроз безнаказанного нарушения государственных границ стран Содружества в воздушном пространстве. 
      
- И все же, какой, на ваш взгляд, положительный опыт накоплен за годы существования Объединенной системы? Есть ли проблемы?

- За 11 лет существования ОС ПВО СНГ удалось, во-первых, восстановить систему взаимного обмена информацией о воздушной обстановке между органами боевого управления государств-участников, нарушенную после распада СССР. Во-вторых, создать структуру дежурных сил и наладить несение ими совместного боевого дежурства. В-третьих, организовать и непрерывно совершенствовать процесс совместной оперативной и боевой подготовки войск (сил) ПВО.

В настоящее время из 10 стран, главы которых подписали соглашение об ОС ПВО СНГ, наиболее активно и многосторонне сотрудничают Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Они являются партнерами по Договору о коллективной безопасности, подписанному 15 мая 1992 года. Кроме того, на двусторонней основе осуществляется сотрудничество с Украиной и Узбекистаном. К сожалению, начиная с 1997 года, от участия в реализации каких-либо программ в рамках Объединенной системы ПВО воздерживаются Грузия и Туркмения.
      
- У нас в войсках ПВО давно уже эффективно работает АСУ, есть система сопряжения одной аппаратуры с другой. А как у наших коллег по ОС ПВО? Ведь там техническая база другая. Как осуществляется взаимосвязь?

- Их АСУ сопрягаются с нашими и сейчас. Но в перспективе мы выстраиваем такую систему, которая позволит из единого центра координировать заказы и ремонт вооружения. Наше управление ПВО СНГ, например, занимается этими вопросами. Естественно, приходится вникать в них и мне, как заместителю председателя координационного комитета по вопросам ПВО СНГ при Совете министров обороны. Держит на контроле эти вопросы и главнокомандующий ВВС, председатель координационного комитета генерал армии Владимир Михайлов. Координация нужна и для выработки единых стандартов радиолокационного, зенитно-ракетного, истребительно-авиационного вооружения. 
      
- Задача ПВО СНГ заключается только в предупреждении или и в отражении нападения противника?

- И в предупреждении, и в отражении в случае нарушения государственной границы стран СНГ.
      
- А если будет нарушена граница какой-либо из стран-участниц ОС ПВО СНГ, Россия будет участвовать в ее защите?

Да, будет. После поступления соответствующего доклада на ЦКП и принятия соответствующего решения.
      
- Нет ли между участниками языкового барьера? На каком языке подаются команды?

- Нет, мы не испытываем в этом трудностей и разговариваем на одном языке. Ведь все мы когда-то учились в одних вузах. Да и сейчас базовой является наша система подготовки специалистов ОС ПВО СНГ.
      
- Спасибо.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала