Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.
Наконец-то Ходорковский выиграл судебное разбирательство. Краснокаменский суд Читинской области признал незаконным выговор, наложенный на бывшего российского «олигарха», до 2004 года богатейшего человека России, администрацией колонии, в которой он отбывает наказание.
Свой первый процесс, так называемое «дело ЮКОСа», вызвавшее огромный резонанс в России и за рубежом, Ходорковский проиграл. Проиграл разгромно. В октябре прошлого года Верховный суд России назначил Ходорковскому восемь (из десяти максимально предусмотренных Уголовным кодексом) лет лишения свободы за крупную неуплату налогов и другие хозяйственные правонарушения.
Российская оппозиция, много сделавшая для того, чтобы придать «делу ЮКОСа» политический характер, объявила Ходорковского своим знаменем и предсказала ему большое политическое будущее. Он и сам в это поверил, и даже подписывался под политическими статьями своих спичрайтеров, которые потом публиковались в центральных газетах.
В реальности же богатейшему узнику России предстояло стать не политиком, а правозащитником, причем защитником собственных прав. Сначала Ходорковского, как он считает, без законных оснований, этапировали отбывать наказание из Москвы в глушь Забайкалья, хотя, по словам его адвокатов, и в Центральном регионе России достаточно мест лишения свободы, в которых мог бы остановиться VIP-осужденный.
После многих недель тяжбы Замоскворецкий суд Москвы обязал-таки Федеральную службу исполнения наказаний предоставить документы, на основании которых было принято решение об этапировании. Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт надеется, что оно будет пересмотрено. «Я дал понять Федеральной службе исполнения наказания РФ, что туфта в этом деле не пройдет», – говорит он.
Вероятно, адвокат имеет право на столь резкие выражения: краснокаменская «зона» на самом деле отнеслась к Ходорковскому с пристрастием. В колонии он намеревался писать диссертацию о российской экономике, преподавать заключенным химию (бывший «олигарх» химик по образованию) или какую-либо общественную науку. В принципе, это почти нормальная практика для российских мест лишения свободы, где часто учитывают прежнюю профессию и навыки заключенных. Но Ходорковский стал исключением – ему не разрешили даже работать в библиотеке, отправив шить рукавицы и учиться на швею-моториста.
Здесь и произошел эпизод, ставший предметом разбирательства Краснокаменского суда. У Ходорковского сломался станок и он, в соответствии с инструкцией, отправился искать наладчика. Администрация колонии расценила этот поступок как самовольное оставление рабочего места и объявила заключенному выговор.
Три взыскания – и человек, отбывающий наказание, лишается, по российским законам, права на условно-досрочное освобождение. При примерном поведении Ходорковский может выйти на свободу осенью 2009 года.
Однако и второе взыскание не заставило себя ждать. В конце января Ходорковский пять суток провел в штрафном изоляторе – у него обнаружили якобы запрещенные бумаги. Как утверждает сам заключенный и его адвокаты, это были лишь приказы российского Минюста, касающиеся прав осужденных, которые Ходорковский за несколько часов до инцидента получил от цензора. Адвокаты пожаловались в суд, дата рассмотрения дела пока не назначена.
Между тем, самое интригующее в истории с Ходорковским – то, что в ней периодически возникает президент Путин. Много чернил было изведено, чтобы представить «дело ЮКОСа» политическим, как заочное противостояние двух самых влиятельных людей в России: президента и «олигарха», Путина и Ходорковского, хотя после решения Верховного суда об этой теме почти не вспоминают.
На днях, в ходе интервью испанской прессе у Путина спросили о том, что совершил Ходорковский на этот раз. Почему его отправили именно в далекую Читинскую область, за какой проступок он попал в карцер. Путин пообещал выяснить это у министра юстиции, хотя и напомнил, что тюрьма – не сахар, и что исправительная система отправляет осужденных не туда, куда они хотят, а туда, куда она сама сочтет нужным.
Возможно, президент сдержал обещание в тот же день. Во всяком случае, дела у Ходорковского пошли лучше: Краснокаменский суд оказался на его стороне, Замоскворецкий суд попросил службу исполнения наказаний разъяснить причины отправки бывшего «олигарха» в Забайкалье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции