Обозреватель РИА «Новости» Татьяна Синицына.
11 февраля 1829 года возбужденная толпа персов-фанатиков разгромила и разграбила Русскую миссию в Тегеране. Все сотрудники дипломатического корпуса, 37 человек, были зверски уничтожены – чудом уберегся только один человек. «Детонатором» для толпы стало то, что в стенах русской миссии попросили убежище две женщины-христианки, грузинка и армянка. «Вас защитит русский флаг», - сказал им 34-летний посол Александр Грибоедов. Он надел парадный мундир с орденами и вышел к толпе: «Опомнитесь, на кого поднимаете руку, перед вами – Россия». Но его забросали камнями и сбили с ног.
Над телом посла было учинено самое изощренное надругательство. Труп волокли по мостовым, а изуродованные останки выбросили на помойку и засыпали известью. Грибоедова едва опознали по пальцу, простреленному на дуэли. Потом гроб поставили на скорбные дроги и на мулах повезли к границе. Эту погребальную арбу и встретил на горной дороге Александр Пушкин, находившийся в то время на Кавказе.
«Я – молод, влюбчив, музыкант, поэт…Словом, невозможно мне собою пожертвовать без хотя бы несколько соразмерного возмездия…» - написал Грибоедов в письме другу в мае 1818 года, когда впервые надел мундир дипломата. Этим «соразмерным возмездием» оказался легендарный алмаз «Шах», который персидский шах прислал в Петербург со своим сыном, в дар царю Николаю I, в качестве «откупной» за убийство посла. С тех пор алмаз «Шах» называют «кровавым».
Это - редкой красоты камень, более тысячи лет ходивший по рукам многих царей, о чем свидетельствуют надписи на гранях. 90 карат,18 грамм весом, 3 см длиной, желтого цвета, необыкновенно прозрачный. Сегодня драгоценный самородок хранится в Алмазном Фонде России, находящемся в Кремле. Каждый, кто попадает сюда, любуется этим прекрасным созданием природы и узнает печальную историю Александра Грибоедова, поэта, композитора, дипломата.
Он оставил русской культуре два красивых вальса и одно бессмертное поэтическое творение – комедию «Горе от ума». Одно из самых удивительных произведений русской словесности, настоящий кладезь «крылатых» слов, каждое из которых народ впитал в обыденную речь, превратил в метафоры и поговорки. Герои комедии стали нарицательными, такие типажи и сегодня встретишь в русском обществе.
Центральная тема этой изящной, умной, наполненной страстью комедии – конфликт между молодым либералом, отстаивающим права и достоинства личности, и костным, заскорузлым окружением. Выражение «фамусовская Москва», возникшее от фамилии героя - Фамусов, образ которого поэт списал со своего дяди-рутинера, и в наши дни определяет подобный человеческий тип. Никогда не состарится и либерал-Чацкий, поскольку каждое дело, требующее энергии обновления, и сегодня вызывает его тень.
«Горе от ума» - не только острая комедия, осмеивающая людские нравы, но и живая общественная драма, роковое столкновение грядущего с отжившим, фальши - с нравственным идеалом.
Александр Грибоедов родился в 1795-м году, в Москве, в старинной дворянской семье, ревностно сохранявшей патриархальный дух. Именно среди домочадцев будущий драматург и нашел многих своих героев. Живая, зоркая, смешливая душа остроумного мальчика с детства иронизировала над кондовостью дяди, чопорностью теток, пустым кокетством кузин.
Получив хорошее домашнее образование, одаренный юноша поступил сначала в Благородный пансион при Московском университете, а вскоре стал его студентом, обучаясь сразу на трех факультетах – словесном, юридическом и физико-математическом. В этом учебном заведении всегда царил дух свободомыслия и новых идеалов, созвучный натуре Грибоедова. Предназначение вело его, и он обратился к литературе, стал сочинять стихи, писать комедии, острые публицистические статьи. Но все было лишь пробой пера. Первый драматургический опыт – комедия «Молодые супруги», оказалась неудачной и не оставила следа.
Получив по окончании университета ученую степень кандидата словесности, зная шесть языков, Грибоедов намеревался продолжить карьеру ученого, но жизнь повернулась иначе, и он поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Молодого дипломата направили в Персию, в Тавриз, секретарем Русской миссии при шахе. Именно там он и начал писать «Горе от ума». Комедия создавалась с удовольствием, легко и вдохновенно. В 1824 году, когда произведение было закончено, прочитано в салонах и разошлось в рукописях, ее автор необыкновенно прославился.
Жить Грибоедову оставалось 5 лет. В 1828 году он сыграл большую роль в подготовке и заключении выгодного для России Туркманчайского мира с Персией. Царь оценил это и присвоил ему звание полномочного министра в Персии, т.е. – посла, оказавшегося роковым. Успешный дипломат, известный писатель, интеллектуал. Красивый, с изящными манерами человек, добродушный, остроумный, бесконечно обаятельный. По свидетельству современников, не любить его было нельзя. Как все необыкновенные люди, он имел дар убеждать и привлекать сердца. Однако к женщинам относился с большой долей скепсиса. Друзья, родные были уверены, что он никогда не женится, ибо не найдется невесты, которую бы приняла его натура, на все смотревшая под саркастическим углом зрения. И все же такая нашлась. 33-летний Грибоедов страстно влюбляется в 15-летнюю Нину, дочь своего тифлисского знакомого, грузинского писателя князя Александра Чавчавадзе. Скорая свадьба, невероятное счастье обоих.
С юной женой, ожидающей ребенка, Грибоедов отправляется на службу. На время он оставил Нину в приграничном Тавризе, а сам отправился в Тегеран, где его и поджидала страшная смерть. У потрясенной страшным известием Нины начались преждевременные роды. Новорожденного мальчика в этот же день окрестили и назвали в честь отца, Александром. Но недоношенный младенец не выжил и отправился за своим отцом.
16-летняя вдова, красоту которой сравнивали с красотой Натальи Пушкиной, больше не вышла замуж и оплакивала свое горе всю жизнь. Она прожила 53 года и ежедневно проделывала непростой путь из дома - до горы Мтацминды, где в пантеоне у церкви Святого Давида был похоронен ее муж и ребенок. Нина поставила часовню на могиле, а в ней - памятник, на котором изобразила плачущую себя. Рядом - надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?..»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции