БАНДУНГ (Провинция Западная Ява, Индонезия), 8 фев - РИА Новости, Михаил Цыганов. Вулканы для Индонезии - не только бедствие, но и благо, считает директор Центра вулканологии страны Йоусана Сиагиан (Yousana O.P. Siagian).
Полное название возглавляемого им правительственного органа - Центр вулканологии и снижения геологических рисков (Centre of Vulcanology and Geological Hazard Mitigation - ЦВСГР) при Геологическом комитете Индонезии (ГКИ). В настоящее время Центр и сам Комитет переживают недолгий период трансформации, по завершении которого последний будет напрямую подчиняться президенту страны.
Такой высокий статус реорганизуемого Комитета и его подразделений далеко не случаен, ведь в Индонезии жизнь людей неразрывно связана с "огненными горами".
Показательно и то, что в отличие от остальных головных государственных учреждений "страны трех тысяч островов" ЦВСГР и ГКИ находятся не в расположенной на побережье столице Индонезии Джакарте, а в окруженном со всех сторон горами (в том числе вулканами) административном центре провинции Западная Ява городе Бандунг. Эту гористую местность издавна называют Перианган или Парахьянган, что по-сундански (на языке жителей западной части Явы) означает "Обитель Богов".
Десятки и сотни раз местные вулканы выбрасывали языки раскаленной лавы, уничтожавшие на своем пути все живое и все следы деятельности человека. И десятки и сотни раз жители Периангана после извержения возвращались на руины своих домов, возводя селения на все тех же местах и воссоздавая заливные рисовые террасы, созданные трудом десятков поколений.
"Ничего удивительного, - комментирует этот факт в беседе с РИА Новости Сиагиан. - Ведь вулканы одновременно удобряют поля, а местные жители традиционно занимаются, прежде всего, сельским хозяйством".
А в последнее время "огненные горы" стали также источником денежных поступлений от туризма, а главное - даровой геотермальной энергии для испытывающей острый дефицит электроэнергии перенаселенной Явы (на "страну трех тысяч островов" приходится до 40% всех мировых запасов такого подземного тепла), указывает собеседник агентства.
Всего в Индонезии насчитывается до от 500 до 600 вулканов (бесспорный мировой рекорд!), из них - 129 активных. "В свою очередь, мы делим последние на три категории: "А" - те, что извергаются часто; "Б" - время от времени; "В" - которые проявляют активность лишь изредка", - говорит Сиагиан.
И у каждого из вулканов категории "А", а таких в "стране трех тысяч островов" насчитывается 79, имеется пост контроля ЦВСГР.
"На самом деле, мы в скором времени надеемся взять под контроль - хотя бы периодический - и категорию "Б", - отмечает он. - Ведь только на этой неделе на расположенном на острове Суматра и, казалось бы, успокоившемся вулкане Сибайак погибло двое местных туристов: неожиданный выброс газов, и все".
Всего на расположенных в непосредственной близости от вулканов контрольных постах работают полтораста из 452 сотрудников Центра. Остальные - ученые, техники, специалисты по мониторингу, обследователи - трудятся в Бандунге. Им приходится дважды в день (а в случае кризисной ситуации и ежечасно) обрабатывать поступающую с постов информацию, анализировать сейсмические и физико-химические данные (включая состав выбрасываемых вулканами газов), сведения о деформациях, изучать исторические данные, чтобы выдать надежный прогноз: утихнет тот или иной активизировавшийся вулкан или же, наоборот, разбушуется еще сильнее. Кроме того, при необходимости в их задачи входит информирование местных властей об угрозах, а также разработка рекомендаций, включая и методики эвакуации населения.
Наконец, в особом почете - Группа быстрого реагирования ЦВСГР: пять-шесть человек, немедленно отбывающих на место любого кризиса.
"У нас, к сожалению, нет даже вертолета, - рассказывает Сиагиан, - а для того, чтобы ногами подняться на вот-вот готовый взорваться вулкан, требуется немалое мужество".
Индонезийский Центр вулканологии активно сотрудничает со специалистами из Германии, Италии, Канады, Нидерландов, США и Японии, сообщил директор.
"А вот с российскими коллегами мы, к сожалению, видимся редко, хотя один из наших послов в России был по первой специальности вулканологом и даже имел ученую степень профессора", - добавил он.
В последний раз такая встреча имела место в 2002 году во время международной конференции на острове Бали.
"Но мы бы с удовольствием обменивались с российскими учеными опытом и техникой, вели совместные исследования", - заключает собеседник агентства.