Политический обозреватель "РИА Новости" Марианна Беленькая.
Вряд ли многие успели заметить, что нынешняя волна бурных демонстраций по поводу карикатур на пророка Мухаммеда, перерастающих в погромы, началась на палестинской территории. По крайней мере, именно там события получили громкий резонанс. Случилось это буквально через неделю после победы на палестинских выборах радикальной группировки ХАМАС.
И здесь не может не возникнуть вопрос – почему возмущение не только в Палестине, но вообще в мусульманских странах приняло столь массовый характер именно сейчас, хотя первая публикация карикатур была в датской газете «Юлландс-постен» еще в конце сентября 2005 года? Тогда возмущались и требовали извинений в основном официальные структуры – послы мусульманских стран, Организация Исламская конференция и т.д. Это возмущение западные журналисты восприняли как нападки на свободу слова. И еще в прошлом году международные журналистские организации призывали журналистов во всем мире поддержать датских коллег. Однако призыв был услышан лишь спустя 3,5 месяца. В начале января норвежский журнал перепечатал датские карикатуры. И уже после начала массовых акций протеста в исламском мире его примеру последовали другие европейские СМИ.
Ответа на вопрос "почему именно сейчас" пока нет. Точнее, ответов слишком много. Получается, что в одних мусульманских странах демонстрации призваны отвлечь граждан от экономических и социальных проблем, где-то цель - сплотить общество перед лицом внешней угрозы и укрепить режим, где-то наоборот – дестабилизировать обстановку и подставить своих политических противников, находящихся у власти. В каждой стране своя специфика и своя причина того, почему мирная демонстрация превращается в погром.
Но нельзя не заметить, что самые бурные акции протеста проходят в наиболее конфликтных точках исламского мира – на палестинской территории, в Ливане, Сирии. Как нельзя не увидеть и то, что акции эти имеют прямое отношение к политике не столько европейских журналистов, сколько европейских или американских политиков в отношении Большого Ближнего Востока. То есть – мусульманского мира.
Вернемся к победе ХАМАС в Палестине. Итог этих выборов показал, что демократическая модель, которую по инициативе США Запад пытается распространить на регион Большого Ближнего Востока, не работает. Точнее, работает, но не так, как ожидали ее пропагандисты. В Вашингтоне думали, что демократия станет оружием против радикализации ислама. Получилось наоборот - радикальные исламские силы с помощью выборов усиливаются. Запад напуган. И на этом фоне вполне естественно звучат слова министра обороны США Дональда Рамсфелда. В ходе 42-й Международной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене он призвал союзников к солидарности и увеличению военных расходов для ликвидации угрозы создания «глобальной экстремистской исламской империи». И вот она, исламская угроза перед глазами – то в одной, то в другой мусульманской стране горят европейские дипмиссии, в Европе проходят митинги протеста мусульман. На палестинской территории к власти накануне Мюнхена приходит ХАМАС, все сильнее усугубляется ситуация вокруг «ядерного досье» Ирана, гремят взрывы в Ираке. Это притом, что еще живы воспоминания о погромах, устроенных недавно выходцами из мусульманских стран во Франции.
Существует за нынешними событиями некая "невидимая рука" или они все-таки произошли случайно и стихийно – вопрос пока открытый. Зато хорошо видно, что "карикатурные погромы" поставили уже не для политиков, а для миллионов людей как в мусульманском, так и в христианском мирах вопрос об их взаимоотношениях. Вопрос, прямо скажем, своевременный.
«Карикатурный скандал» наглядно продемонстрировал пропасть непонимания между Западом и исламским миром. Они увидели, что по-разному смотрят на жизнь, и их точки зрения несовместимы.
Западный зритель испуган, но не удивлен. Происходящее укладывается в его представления о мусульманах, постепенно сформированное после терактов в США 11 сентября 2001 года. А что еще ждать от мусульман? Смотрите – мы всего лишь опубликовали карикатуры, а они грозятся нас убить. Западные журналисты сетуют, что в исламском мире не понимают, что такое свобода слова.
В ответ многие их коллеги в мусульманском мире заявляют: свобода слова? - согласны, пусть она будет, но почему нам нельзя критиковать евреев, ставить под сомнение Холокост, а вам можно затрагивать наши религиозные чувства? Вы говорите о демократии, но вы отказываетесь вести диалог с ХАМАС, которое победило в ходе демократических выборов. Почему одним странам можно иметь ядерное оружие, а другим нет? Для представителя западной цивилизации ответ на эти вопросы очевиден, в исламском мире все выглядит иначе: почему одни заранее правы, а другие нет?
При этом все эти вопросы ставят представители арабской интеллигенции, искренне возмущенные не только публикациями карикатур, но и погромами европейских дипмиссий. Так, к примеру, очень многие ливанцы говорят о том, что демонстрации протеста были необходимы, но то, во что они вылились, вредит имиджу ислама и может дестабилизировать обстановку в самом Ливане, который и без того находится на грани гражданской войны. Неслучайно в ходе демонстрации в Бейруте религиозные деятели пытались остановить толпу. Но датское консульство все равно сгорело.
Если дипмиссии горят – это кому-то нужно. Вопрос кому и зачем? К сожалению заинтересованных слишком много – и на Западе, и в исламском мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции