Рейтинг@Mail.ru
Ахмадинежад хоронит российскую инициативу по обогащению урана? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ахмадинежад хоронит российскую инициативу по обогащению урана?

Читать ria.ru в
Дзен
Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал «несерьезными» доводы президента Исламской Республики Иран Ахмадинежада насчет российской инициативы по обогащению иранского урана на российской территории. Можно добавить, что высказался президент Ирана, мягко говоря, настолько некорректно, что заодно поставил под сомнение и надежность, если не порядочность, России как коммерческого партнера...

Политический обозреватель «РИА Новости» Петр Гончаров.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал «несерьезными» доводы президента Исламской Республики Иран Ахмадинежада насчет российской инициативы по обогащению иранского урана на российской территории.

Можно добавить, что высказался президент Ирана, мягко говоря, настолько некорректно, что заодно поставил под сомнение и надежность, если не порядочность, России как коммерческого партнера.  

"Вы предлагаете нам, чтобы обогащение урана велось за рубежом, словно думаете, что имеете дело со средневековой страной; если мы согласимся, что мы будем делать, если однажды вы не поставите нам ядерное
топливо?", - заявил Ахмадинежад на митинге в Бушере в ходе посещения им бушерской АЭС, возводимой, кстати, российскими специалистами.

Понятно, говоря «вы», президент Ирана имел в виду, скорее всего, США и ведущую с Ираном переговоры «евротройку», допускающих единственный вариант обогащения иранского урана с участием иранских специалистов –не на иранской территории, а в крайнем случае на совместном с кем-то предприятии (СП) и с обязательным возвращением отработавшего урана обратно на СП.

Но речь-то идет российской идее по обогащению иранского ядерного топлива за пределами Ирана, как о единственно оставшемся варианте для выхода из тупиковой ситуации вокруг иранской ядерной программы. Эта идея рассматривается сегодня и МАГАТЭ, и «евротройкой» как конкретное предложение Москвы Тегерану создать на российской территории совместное российско-иранское предприятие. Ахмадинежад не мог не знать, что все последние консультации вокруг иранской ядерной проблемы ведутся на основе российского предложения.    
"Враги стремятся лишить Иран его законных прав, чтобы потом продавать ему ядерную энергию по высоким ценам", заявил на том же митинге Ахмадинежад.

И под «вы», и под «враги» подпадает если не прямо, то косвенно и Россия. Ведь именно она, а не кто-нибудь другой, обязуется поставлять в Иран ядерное топливо в случае, если Тегеран согласится с российским предложением на СП по обогащению урана. Других аналогичных  предложений в МАГАТЭ пока нет. 

"Несерьезно подвергать сомнению то, что Россия честно предложила Ирану",   сказал на это Сергей Лавров.
Дипломатичность ответа главы российского МИД  понятна. На Смоленской площади не сомневаются в том, что Тегеран не относит Россию в стан своих врагов и не считает ее «малым сатаной», каким считался в свое время Советский Союз, в отличие от «большого сатаны» - США. Но  фраза, «что мы будем делать, если однажды вы не поставите нам ядерное топливо?», вполне может относиться и к России.

С иранской стороны эти опасения звучат далеко не в первый раз. Но если раньше это звучало как оправдание своим общим опасениям, то теперь - как вердикт, четко оформленный президентом, причем в явной увязке с российским предложением.

«Иран продолжит двигаться своим путем, и ни при каких обстоятельствах не откажется от своего законного права". Такова, видимо, позиция Ирана, озвученная президентом не только для чрезвычайной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, проходящей сейчас в Вене, но и с перспективой на 6 марта. В этот день предстоит новая, плановая сессия Совета управляющих, на которой и будет решаться вопрос о том, в какой степени должен быть задействован СБ ООН в иранской ядерной проблеме.

Что стоит за этим?

Видимо, Тегеран не хочет, чтобы ядерные программы Ирана подпали под жесткий контроль МАГАТЭ. Дело в том, что на этих днях появилась совместная резолюция "5+1" (то есть Россия, США, Китай, Великобритания, Франция – как постоянные члены СБ ООН, и Германия – как участник «евротройки» на переговорах с Ираном). Она предписывает МАГАТЭ подробно информировать СБ ООН о проверках иранских ядерных объектов. Фактически, принятая группой 5+1 резолюция не оставляет Ирану каких-либо шансов на маневр. Единственный выход для Ирана избежать передачи его ядерного досье в  СБ ООН – тесное сотрудничество с МАГАТЭ, что ему  настоятельно рекомендовали Москва и Пекин.    

Но очевидно, что идея подобного сотрудничества не нравится Тегерану, и он пытается взломать жесткие рамки, поставленные ему резолюцией "5+1". В распространенном накануне заявлении иранского МИД перед МАГАТЭ фактически ставится ультиматум: в случае передачи иранского досье в СБ ООН Иран прекратит сотрудничество с Агентством. «В условиях, когда вся ядерная деятельность ИРИ добровольно осуществляется под контролем МАГАТЭ, определенные государства намерены путем вынесения вопроса на Совет Безопасности фактически остановить этот процесс, вынуждая Правительство Исламской Республики Иран в соответствии с постановлением Меджлиса Исламского Совета прекратить такое добровольное сотрудничество».

Так резко, на грани «ва-банк», Тегеран еще не играл.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала