Политический обозреватель РИА «Новости» Владимир Симонов.
Ежегодное обращение президента США к нации официально именуется «О состоянии страны». Пятую такого рода речь Джорджа Буша, с которой тот выступил во вторник в Капитолии, скорее можно было бы назвать «Оправдание перед страной».
Тем более, что в аудитории оказалась представительница тех, в чьих глазах президенту хотелось бы выглядеть лучше. Буквально за несколько минут до начала выступления полиция арестовала Синди Шинан, известную антивоенную активистку, чей сын погиб в Ираке. Её вывели из зала в наручниках. Наказали за то, что на ней красовалась футболка с лозунгом против иракской войны.
Неприятие американцами политики Буша в Ираке – не единственный фактор, обусловивший критическое падение его рейтинга до 41% за последние 12 месяцев. Неуклюжие действия администрации после урагана Катрина, серия коррупционных скандалов вокруг столпов Республиканской партии, разоблачение сети секретных тюрем в Европе и, наконец, личная причастность президента к антиконституционной программе телефонного прослушивания – все это требовало от Буша некоего ораторского шедевра, чтобы как-то встряхнуть свою увядающую популярность.
Билли Клинтону удалось укротить и очаровать разъяренную страну в самый разгар скандала с Моникой Левински. Увы, во вторник Джорджу Бушу явно не удалось повторить этот трюк своего предшественника.
По больной иракской теме американцы не услышали ничего, кроме привычных победных фанфар. Президент вновь объявил, что возглавляемая Соединенными Штатами военная коалиция близка к триумфу. «Я верю в наш план победы в Ираке, я верю в выучку и дух наших солдат. Сограждане, мы начали этот бой, чтобы победить, и мы побеждаем». Буш опять настаивал: спешный вывод воинского контингента был бы отступничеством по отношению к «иракским союзникам», а Америка расписалась бы в неумении держать свое слово.
Все эти не раз звучавшие из президентских уст тезисы, конечно, не согрели души десятков миллионов «сограждан», разделяющих материнскую боль Синди Шинан.
Тем более они не смогли объяснить поразительного провала американской ближневосточной политики последних дней. Идея экспортировать на Ближний Восток американскую модель свободы привела к победе на выборах в Палестинской автономии организацию, которую сами США считают террористической. Похоже, поддержка ХАМАС вряд была бы столь всенародной, если бы не американская военная кампания в Ираке.
В своем обращении к нации Буш призвал ХАМАС «признать Израиль, разоружиться, отказаться от терроризма и работать во имя постоянного мира». Все это правильно. Но у аудитории американского президента не могло не зародится сомнений, что это слишком правильно, чтобы стать реальностью в обозримом будущем.
Как иронизируют скептики, Госдепартамент США вдруг уверовал сегодня в учение Карла Маркса. Там ждут, когда же бытие определит сознание. Иначе говоря, когда боевики ХАМАС с ручными минометами наперевес трансформируются под бременем обретенной ими властной ответственности в безобидных государственных чиновников в черных нарукавниках.
Далее по ходу изложения текста обращения к стране Джорджу Бушу крупно повезло: удалось не спутать Ирак с Ираном. Последний представляется ему «нацией, удерживаемой в заложниках узкой клерикальной элитой, которая изолирует и подавляет свой народ».
Президент США счел возможным обратиться к этому народу напрямую через головы его руководства, тоже избранного, между прочим, не без посредства несовершенных, но все-таки демократических процедур. Буш заверил иранцев в своем уважении и призвал не больше – не меньше, как «завоевать собственную свободу».
Подразумевается, от нынешней власти. Заметим в скобках, что этот оранжевый призыв, как и вся речь, транслировались на фарси – одном из основных языков Ирана. Надеяться после этого, что иранское руководство с воодушевлением продолжит переговоры о своей ядерной программе с США, Россией и европейской «тройкой» можно лишь, кажется, с Божьей помощью.
В остальном речь Джорджа Буша изобиловала общими соображениями и грандиозными, но не очень обоснованными, как кажется экспертам, прожектами. Так президент констатировал почти наркотическую зависимость Америки от ближневосточной нефти и предложил сократить потребность в ней к 2025 году более чем на 75 %! Рыночные аналитики с трудом пришли в себя после шока. Как им хорошо известно, через 20 лет каждый четвертый баррель нефти будет производится именно в странах Ближнего Востока.
Буш восславил далее состояние американской экономики, которая, по его мнению, «стоит на голову выше других». Но призвал все-таки «не почивать на лаврах» - на пятки США начинают наступать новые конкуренты – Китай и Индия. На фоне чудовищного дефицита, каким страдает сегодня национальный бюджет США, эти рассуждения прозвучали несколько не к месту.
Первые отзывы коллег-политиков на речь своего президента нелицеприятны. «О чем бы он ни говорил – о катастрофе в Ираке, о мешанине, какую он сотворил из нашего бюджета или об ужасной стоимости коррупции, разъедающей нашу администрацию – все это больше похоже на его самоотбеливание», - мрачно подытожил Ллойд Доггет, конгрессмен-демократ из Техаса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции