Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов.
Первый президент России Борис Ельцин снова в центре внимания. 1 февраля ему исполнилось 75 лет.
Ельцин – одновременно и патриарх, и первенец новой российской политики. Он ворвался в нее, когда политика в привычном смысле слова, политика демократических процедур и демократических методов в России еще только зарождалась, и не было даже самой современной России, точнее, тех ее признаков, по которым Россию сегодняшнюю отличают от России двадцатилетней давности.
Ту Россию Ельцин обаял и по праву стал ее первой демократической любовью. Без имиджмейкеров и специалистов по связям с общественностью он создал такой свой образ, перед которым мало кто мог устоять. Выходец из крестьянской семьи, он был «человеком из народа», с понятными каждому слабостями и недостатками, но одновременно и авторитетным лидером-реформатором, высокопоставленным борцом с несправедливостями командно-административной системы, от которой и сам пострадал. На фоне серых, однообразных деятелей из всевозможных коллективных советских и партийных органов Ельцин был по-особенному прям и честен, умен и красноречив, привлекателен и доступен. Он казался неподражаемым и неотразимым.
В России давно мечтали о таком лидере. Если не все, то многие.
Наверное, не случайно именно на пике популярности Ельцина в самом начале 90-х годов российские граждане, с головой окунувшиеся в политику, сошлись на том, что у России впервые за тысячелетнюю историю должен появиться всенародно избранный глава государства.
Неправильно считать, будто на первых президентских выборах в России выбирали какого-то абстрактного президента. Президентом избирали именно Ельцина. Он и победил, набрав почти шестьдесят процентов голосов.
Серьезных конкурентов в российской политике у него тогда не могло быть – он сам был сердцевиной этой политики. А советский лидер Михаил Горбачев, пытавшийся составить Ельцину конкуренцию «сверху», уступил ему именно потому, что не располагал политической площадкой, сравнимой с той, на которой работал российский президент. После того как Россия заявила о своем государственном суверенитете и избрала собственного главу государства, причем сделала это не формально, а с огромным энтузиазмом, особенную «советскую» политику стало просто не на чем выстраивать.
В августе 1991 года Ельцин за два с половиной дня одолел покушавшихся на российский суверенитет путчистов из ГКЧП – в окружении демократической когорты и при поддержке московской улицы. Чуть позже, в декабре, лидеры России, Украины и Белоруссии заявили, что им больше не нужен координирующий союзный центр, и объявили о создании Содружества независимых государств, в котором они должны были действовать на равноправных началах.
Преодолеть сопротивление Верховного Совета, противящегося установлению президентской республики, было труднее, чем осадить сторонников ГКЧП. На улицах Москвы снова появились танки, и те осенние дни 1993 года, в которые пролилась кровь, в сегодняшней России не любят вспоминать. Тем не менее конституционный референдум, закрепивший в Основном законе принципы президентской республики, стал кульминацией линии Ельцина во внутренней политике. Стоит напомнить, что всенародному голосованию по проекту Конституции предшествовал удачный для Ельцина референдум о доверии президенту. Массовые демократические процедуры никогда не подводили первого президента России. Отсюда, наверное, ельцинское поощрение многопартийности, президентское покровительство свободной прессе.
Во внешней политике равноценным успехом стало вхождение России в 1998 году в «Большую восьмерку». Здесь требуется уточнение: реально в саммитах элитарного клуба «G-8» участвуют не страны, а люди, их представляющие. Широко разрекламированная СМИ дружба Бориса Ельцина с американцем Биллом, немцем Гельмутом и японцем Рю оказалась весьма плодотворной. Российский президент был признан равным среди равных на самом высоком международном уровне.
Значит ли все это, что Ельцин был успешным президентом? В 1994 году он начал войну в Чечне, а через полтора года был вынужден выводить войска, так и не добившись там «восстановления конституционного порядка». Ельцин не хотел, а может быть и не умел заниматься экономикой. В годы его президентства российский ВВП сокращался, налоги почти не собирались, а государственные заимствования все время росли, что привело к национальному дефолту в августе 1998 года. Избирательная кампания 1996 года далась Ельцину очень трудно, он вел ее тяжело больным, а потом долго лечился, что заставило его надолго отойти от дел. Весной 1999 года Государственной думе не хватило всего семи голосов для того чтобы начать процедуру импичмента, а уже в декабре Ельцин досрочно ушел в отставку сам. При этом попросил прощения у граждан – «за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее».
Некоторые видят в Ельцине могильщика социализма. Но это неверно. При Ельцине в России сохранялись основные «социалистические» льготы, и он редко отказывался подписывать принимаемые Госдумой законы, вводящие новые государственные компенсации.
Ельцин прежде всего и по преимуществу – политический реформатор. И главное его достижение – это создание и укрепление новой российской политической системы, пришедшей на смену монополии компартии и советскому политическому строю.
На самом деле Ельцин просто сделал то, чем он был по всенародно избранной должности. Не больше и не меньше.
Действительно, рыночные реформы, начатые при Ельцине правительством Егора Гайдара, оказались настолько масштабными для России, что, вероятно, дойдут до своего логического конца еще очень не скоро. Во всяком случае, у развитых стран Запада на такие преобразования уходили столетия. Поэтому России еще долго предстоит преодолевать монополизм на многих своих внутренних рынках, доводить их до конкурентного состояния, регулировать не устраивающий ее экспортно-импортный баланс, сводящийся сегодня к схеме «сырье в обмен на потребительские товары и продовольствие», искать оптимальное сочетание социальной политики государства с рыночной эффективностью экономики. Не факт, что у президента, который придет в Кремль в 2008 году, хватит времени, чтобы окончательно решить эти старые проблемы, возникшие, кстати, задолго до того, как Ельцин стал президентом России.
Но зато Россия является сегодня президентской республикой. У нее есть соответствующая Конституция, Основной закон, который уже более двенадцати лет остается стабильным. Институт президента, всенародно избираемого главы государства, равно как и конституционные институты парламента, правительства и независимого суда, становятся новой российской традицией.
И это главное, с чем можно поздравить Бориса Ельцина в день его 75-летия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции