Хорхе Альварадо (Jorge Alvarado) является ближайшим соратников президента Эво Моралеса, принимал активное участие в Движении к социализму, которое победило на прошедших выборах в Боливии.
- Господин Альварадо, спасибо большое, что Вы, в качестве президента YPFB согласились дать свое первое интервью РИА Новости. Как известно, все нефтяные и газовые месторождения в Боливии принадлежат транснациональным нефтяным и газовым компаниям. На каких условиях они были им переданы предыдущим руководством Боливии?
- В свое время были заключены так называемые контракты по совместному риску. В соответствии с соглашениями, добываемые на этих месторождениях нефть и газ являются собственностью компаний. Кроме того, в их руках находится вся цепочка по производству, транспортировке и продаже. После принятия нового закона об энергетических ресурсах мы стараемся вернуть свое право на владение природными ресурсами путем их национализации.
- Каким образом и на каких условиях новое боливийское руководство будет проводить национализацию?
- Мы думаем, что национализация должна проводиться на основе нашего законного права на собственность. Недостаточно принять закон, в котором говорится, что теперь государству принадлежат природные ресурсы. Необходимо это право реализовать на практике.
Для Вашего понимания я хочу привести пример, который показывает абсурдность того, что до последнего времени происходило с природными ресурсами в Боливии. Представьте себе, что у вас есть дом, и вы решили сдать его в аренду, но на условиях арендатора. То есть, он устанавливает цену на жилье, без вашего согласия занимается перепланировкой здания. Примерно такое же происходит с нашим газом и нефтью.
С принятием нового закона мы хотим реализовать на практике наше право пользоваться природными ресурсами как собственностью. В соответствие с законом, право собственности означает право владения, пользования и распоряжения своими природными богатствами. Это три основных понятия, которые устанавливает закон. Что означает право владения природными ресурсами. Это означает, что энергетические ресурсы, конкретно газ, должны служить на благо всем боливийцам. Все дома, квартиры, в которых проживает население страны, в первую очередь должны иметь газ. Право пользования означает, что боливийцы будут пользоваться всеми преимуществами, которые дают энергетические ресурсы. То есть, все налоги и отчисления, получаемые от продажи газа должны направляться на повышение благосостояния народа.
Наиболее важным аспектом является право распоряжаться природными ресурсами. На примере нашего дома, это означает, что я имею право сдать его в аренду, а также продать или подарить. Точно также и с газом.
Боливийский народ имеет право распоряжаться газом и делать то, что посчитает нужным. Если мы хотим, то мы его можем продавать, дарить, использовать для промышленной переработки. Это наше право. Только мы имеем право устанавливать цену на газ, и никто другой, а также решать, кому его продавать.
Немаловажно так же, что боливийцы должны сами определять, сколько необходимо добывать газа.
Мы теперь имеем возможность планировать добычу газа. Транснациональные компании стремились постоянно увеличивать добычу газа, не задумываясь о том, что достанется будущим поколениям. Для них важнее, как можно быстрее выкачать газ, получить максимум прибыли и уйти из страны. Когда же природные ресурсы будут находиться в руках государства, то мы будем их хозяевами и сможем самостоятельно решать, каким образом эксплуатировать месторождения, не забывая при этом о будущих поколениях.
Таким образом, планирование добычи означает право распоряжаться природными ресурсами по своему усмотрению и в своих интересах.
Только в этом случае мы действительно сможем стать хозяевами своих природных богатств.
Национализация также дает нам право самим определять партнеров и условия, на которых мы будем вести с ними дела. Я устанавливаю правила игры, потому что я хозяин. Например, я предлагаю вести дело на таких условиях: 30% прибыли пойдет тебе, а 70% - мне. Ты не согласен? Ну что ж давай договариваться. Тебя не устраивает мое предложение? Хорошо. Но в этом случае, ты мне должен доказать, что предложенная мною прибыль не покрывает твои расходы, и мы уже будем договариваться на новых условиях по каждому конкретному случаю. Всегда можно найти компромиссное решение, но правила игры устанавливаю я.
- Какова реакция со стороны руководства транснациональных компаний на ваши нововведения?
- В настоящее время мы ведем переговоры о пересмотре условий контрактов с компаниями, которые уже давно работают в стране. Если вы согласны работать на новых условиях, пожалуйста, оставайтесь и работайте, если нет - уходите!
Мы уже провели ряд переговоров с французской компанией Тоталь, бразильской Петробрас. Они готовы подписать новые соглашения на основе новых правил игры, на условиях весьма выгодных для Боливии.
Мы приветствуем то, что в этом вопросе они руководствуются здравым смыслом и согласны на увеличение цен на энергоносители.
В ближайшее время мы проведем переговоры со всеми заинтересованными иностранными компаниями, и если они согласны работать на наших условиях, мы с ними подпишем новые контракты.
Однако, некоторые компании пригрозили новому боливийскому руководству, что будут обращаться в международные суды в случае пересмотра ранее подписанных контрактов. Пусть обращаются! Правда будет за нами. Мы твердо уверены, что подписанные ранее контракты о концессиях на освоение месторождений, незаконны, так как они не были утверждены национальным конгрессом, высшим законодательным органом, согласно конституции страны. Поэтому мы чувствуем свою правоту в этом вопросе.
- Как Вы расцениваете перспективы сотрудничества Боливии и России в газовой сфере?
- В этом направлении есть различные формы нашего возможного сотрудничества. В первую очередь это касается создания совместных предприятий государственной нефтегазовой компании Боливии (YPFB) и Газпрома. К сожалению, раньше у нас не было никаких контактов. Теперь мы готовы выслушать любые предложения Газпрома по совместному сотрудничеству.
По нашему мнению, российско-боливийское сотрудничество в газовой сфере может осуществляться, начиная от добычи газа, до его промышленной переработки. Раньше законодательство Боливии запрещало нам такого рода деятельность и наделяло нас только контрольными функциями. После принятия нового закона нам разрешено заниматься всем циклом: добычей газа, промышленной переработкой и продажей.
В наши ближайшие планы входит превращение YPFB в своего рода корпоративную компанию, некий холдинг. В него могли бы войти совместные предприятия, обслуживающие компании, как это сделано, например, в бразильской компании ПЕТРОБРАС.
В этой связи, мы могли бы совместно с Газпромом подписать контракты о создании совместных предприятий, которые могли бы заниматься разведкой, добычей и переработкой газа.
На наш взгляд, есть неплохие перспективы организовать сотрудничество по всей промышленно-технологичной цепочке углеводородов, от добычи до продажи. Другой сферой, где можно было бы организовать наше сотрудничество, является промышленная переработка газа. Газпром мог бы заняться строительством газокомпрессорных станций, а также предприятий по сжижению природного газа. Газ имеет определенный процент жидкости, это так называемые тяжелые углеводороды: метан, пропан, бутан. Это жидкости можно отделять от природного газа и в последующем использовать для промышленных целей.
В настоящее время Боливия не располагает такими техническими возможностями. И поэтому, мы вынуждены продавать Аргентине и Бразилии природный газ.
На основе природного газа можно также организовать производство мочевины. Сейчас мы ее вынуждены закупать за рубежом. Запасы газа позволяют наладить производство мочевины в Боливии и экспортировать ее в другие страны Латинской Америки.
При российском содействии мы так же могли бы наладить производство пластмассы, дизельного топлива, бензина. И все это на основе природного газа. Мы готовы предоставить Газпрому возможность принять участие в совместных взаимовыгодных проектах. Кроме того, Россия могла бы также нам помочь в подготовке специалистов для газовой промышленности.
Наши двери открыты. Мы не видим никаких проблем для нашего сотрудничества и готовы в любое время начать переговоры с нашими российским партнерами. Мы предлагаем строить наше сотрудничество на взаимовыгодной основе и готовы выслушать любые предложения Газпрома по совместному сотрудничеству.
- Как вы относитесь к идее президента Венесуэлы Уго Чавеса о строительстве южноамериканского газопровода из Венесуэлы в Бразилию и далее в Аргентину, протяженностью более 7 тысяч километров. По оценке специалистов, на его строительство потребуется более $20 миллиардов?
- Строительство крупнейшего газопровода в Южной Америке в первую очередь предполагает достижение энергетической безопасности и независимости стран этого региона. По замыслу организаторов этого проекта Боливии отводится роль поставщика газа в газовую магистраль. Таким образом, через поставки венесуэльского и боливийского газа планируется обеспечить гарантированные поставки энергоносителей в латиноамериканский регион. Мы считаем, что в случае успешной реализации этого проекта, мы сможем регулировать цены на газ и, тем самым, обеспечивать конкурентноспособность нашей продукции на мировом рынке.