140 лет назад родился Ромен РОЛЛАН (1866-1944), французский писатель, музыковед, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1915)
Ромен Роллан родился 29 января 1866 в Кламси, в семье нотариуса. В начале 1880-х годов семья Ролланов переехала в Париж. В парижской Нормальной Высшей школе Ромен Роллан получил гуманитарное образование. Некоторое время жил в Риме, где готовился к защите диссертации по музыке. В 1895 году в Сорбонне защитил диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и получил степень доктора искусств. С 1897 года являлся профессором по истории музыки Нормальной школы, в 1902-1912 годах - профессор Сорбонны, в это же время организовал и возглавил музыкальную секцию Школы высших социальных наук. В течение последующих лет Роллан совмещает чтение лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне с занятием литературой. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов. Сначала появились пьесы «Трагедия веры», «Святой Людовик», «Аэрт», «Триумф разума», имевшие большой успех на французской сцене. За ними последовали исторические пьесы «Дантон», «14 июля» и «Робеспьер». Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга «Народный театр» получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман «Жан-Кристоф». Главный герой книги - немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь. Летом 1913 года писатель закончил самое светлое и оптимистическое из своих произведений - повесть «Кола Брюньон», названную им «галльской поэмой». Ее героем стал резчик по дереву из бургундского города Кламси, человек, «пронесший через испытания радость жизни» и олицетворяющий собой живые силы французского народа.
Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: «Жизнь Бетховена», «Микеланджело» и «Жизнь Толстого», за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов - «Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие». В 1915 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1923 году Роллан основал международный журнал «Европа», в котором опубликовал ряд статей в поддержку большевиков в России. В 1935 году он приезжал в СССР, встречался со Сталиным и Горьким; после этой поездки отношение Роллана к коммунизму стало более сдержанным. В 1922-1937 годах жил в Швейцарии, в 1938 году вместе с женой вернулся во Францию и до последних дней жил в Везле, в зоне оккупации. Умер от туберкулеза 30 декабря 1944 года в Везле.
150 лет назад (1856) королева Великобритании ВИКТОРИЯ учредила высшую военную награду страны - «Крест Виктории»
«Крест Виктории» является самой почетной наградой современной Великобритании. Это боевая награда, учрежденная королевой Викторией 29 января 1856 года в период Крымской войны. Первоначально «Крест Виктории» предназначался для награждения офицеров и солдат военно-морского флота и сухопутных войск, совершивших какой-либо выдающийся подвиг воинской доблести или преданности своей стране перед лицом неприятеля. В настоящее время правом на получение «Креста Виктории» пользуются чины всех служб, вне зависимости от пола. Хотя ни одна женщина этой награды еще не получила, но золотая копия «Креста Виктории» была поднесена офицерами 104-го полка Бенгальских стрелков жене командира полка госпоже Веббер Харрис за ее «неукротимое мужество» в уходе за чинами полка во время тяжелейшей вспышки холеры в сентябре 1859 года. В 1902 году король Эдуард VII узаконил посмертную выдачу «Креста Виктории» родственникам награжденного; до этого, если представленный к награждению не доживал до получения награды, его имя публиковалось в официальной печати, но сам крест никому не выдавался. В течение первой и второй мировых войн такие награждения были довольно многочисленны, ведь шанс выжить во время совершения подвига, достойного «Креста Виктории», оценивается, как один к десяти.
В 1920 году было установлено, что «Крест Виктории» не может быть отобран у награжденного, каким бы серьезным ни было его преступление. Позиция Короля Георга V по этому вопросу была изложена в письме его личного секретаря лорда Стэмфордхема, написанном 26 июля 1920 года: «Король придерживается твердого взгляда, что, независимо от совершенного преступления, любой награжденный «Крестом Виктории», не должен быть лишен знака отличия. Даже приговоренному к повешению за убийство нужно разрешить носить свой «Крест Виктории» на эшафоте».
За 150 лет существования ордена им было награждено 1355 человек. Все «Кресты Виктории» изготовлены из бронзы двух русских пушек, захваченных англичанами в качестве трофеев во время Крымской войны 1853-1856 годов. Бронза для крестов хранится в сейфах 5-го отделения Королевского корпуса логистиков и выдается лишь по особому распоряжению монарха. На протяжении 150 лет все кресты делает одна и та же ювелирная фирма «Ханкокс». Получить «Крест Виктории» можно лишь за подвиг, совершенный под вражеским огнем. Орден может получить любой военнослужащий, любого пола, расовой принадлежности и звания. Вместе с орденом герой получает пенсию в 1300 фунтов в год. Последним награжденным «Крестом Виктории» стал 25-летний рядовой британской армии Джонсон Бехарри «за доблесть и отвагу, проявленную в Ираке под вражеским огнем». Он спас жизни 30-ти своих сослуживцев и остался жив (последние 40 лет живые солдаты эту награду не получали).
В связи с большой редкостью этой награды для коллекционеров специально чеканятся копии, а цена поступающих на продажу подлинных крестов всегда очень высока. Сведения о продажах «Крестов Виктории», суммах, уплаченных за них и о местонахождении знаков, хранящихся в музеях, наряду с другой интересной и полезной информацией, можно найти на специальном сайте, посвященном этой награде. А один из его разделов заканчивается словами, которые с полным правом можно отнести и к любому другому знаку отличия за воинскую доблесть: «Стоит помнить, что много солдат, заслуживших «Крест Виктории», никогда его не получили, потому что их подвиги прошли незамеченными, или свидетели их были убиты, или их самопожертвование закончилось одинокой смертью в безымянной могиле».
576 лет назад (1430) умер Андрей РУБЛЕВ, выдающийся иконописец
Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Первое упоминание о нем зафиксировано в московской летописи за 1405 год, куда летописец вписал имена трех иконописцев - Андрея Рублева, Феофана Грека и Федора с Городца в связи с росписью кремлевского Благовещенского собора. Через три года новое упоминание - Рублев вместе с монахом Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире, главный храм православия, где тогда находился сам патриарх. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Еще раз Андрей Рублев и Даниил Черный упомянуты через пятнадцать лет по совместной работе в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. По «Сказанию о святых иконописцах» (ХVII век) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе, в Андронниковом монастыре в Москве). Умер Андрей Рублев в 1430 году в Андронниковом монастыре (дата и место смерти установлены историком и искусствоведом П.Д.Барановским по копии ХVIII века с надписи на утраченной надгробной плите; доклад о времени захоронения Андрея Рублева Барановский сделал 11 февраля 1948 года в Институте истории искусств АН СССР: Барановский доказал, что Андрей Рублев умер 29 января 1430 года, «на Игнатия Богоносца»).
Самым замечательным произведением Андрея Рублева является образ Святой Троицы, написанный в память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителей Куликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских князей в борьбе с татарами. Икона находилась в Троицком соборе (ныне Троице-Сергиевой лавре). Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». Искусство Андрея Рублева, имевшего много учеников и последователей, стало высшим достижением русской живописи XV века. В 1988 году Андрей Рублев канонизирован православной церковью.
276 лет назад (1730) умер ПЕТР II Алексеевич, российский император с 1727 года, сын царевича Алексея Петровича; с его смертью в России окончился род Романовых по мужской линии
Петр II Алексеевич - сын царевича Алексея Петровича и кронпринцессы Шарлотты Христианы Софии Брауншвейг-Вольфенблюттельской, внук Петра I. Петр Алексеевич родился 23 октября 1715 года, в один год с Петром Петровичем, сыном Петра I и Екатерины I. После суда над отцом и его гибели в казематах Петропавловской крепости (царевича Алексея обвинили в подготовке заговора против Петра I) у Петра II не было никаких шансов занять российский престол. Однако смерть сына Петра от второго брака (Петра Петровича) неожиданно сделала сына царевича Алексея единственным законом российской короны по мужской линии. Чтобы не допустить внука к престолу (это означало бы возвышение рода первой жены Евдокии Лопухиной), Петр I подписал «Указ о наследии престола», согласно которому император назначал приемника по своему усмотрению, не считаясь с традициями «старшинства и крови». Но указ этот остался только на бумаге. Никаких распоряжений относительно своего приемника Петр I не сделал до самой своей кончины (или таковые были уничтожены ближайшим окружением умирающего императора). Вдовствующая императрица Екатерина I утвердила своим наследником Петра II.
На следующий день после смерти Екатерины I в мае 1727 года на российский престол, в возрасте одиннадцати с половиной лет, взошел новый император - Петр II. Вскоре он был обручен с дочерью светлейшего князя Меншикова Марией. Регентшами при малолетнем императоре были объявлены дочери Петра I Анна и Елизавета. В сентябре 1727 года в результате придворных интриг близкие к Петру I люди князья Долгоруковы обвинили Меншикова в стремлении к узурпации власти и добились его ссылки в Сибирь, в городок Березов, где некогда всесильный фаворит Петра I скончался. Там же умерла в восемнадцатилетнем возрасте невеста Петра II дочь Меншикова княжна Мария. Петр II объявил себя противником преобразований Петра I и ликвидировал созданные его дедом учреждения. Все полнота власти перешла к Верховному тайному совету. Иностранные послы писали, что «все в России в страшном беспорядке». Верховный тайный совет собирался редко, а Петр II всецело отдавался развлечениям и не заботился о делах государственных. В январе 1730 года император заболел оспой и вскоре умер. Со смертью Петра II пресекся род Романовых по мужской линии. После смерти Петра Алексеевича Верховный тайный совет избрал на престол дочь царя Иоанна V Анну Иоанновну, вдову герцога Курляндского.
173 года назад (1833) в Санкт-Петербурге учреждена первая в России городская почта
В России первая городская почта возникла в Петербурге в 1833 году. Город был охвачен сетью из 45 пунктов приема корреспонденции, объединенных в 17 почтовых округов. Для удобства отправителей пункты приема почты располагались в обычных лавках, которые были открыты допоздна. Почтальоны собирали корреспонденцию трижды в день и относили ее на почтамт. Каждый округ обслуживали два письмоносца. После сортировки письма штемпелевались и разносились по адресам. В 1845 году были введены так называемые «штемпельные куверты», избавившие от необходимости вносить стоимость почтового тарифа лавочникам, а в 1848 году появились почтовые ящики. Лавки, принимавшие письма для передачи почтамту, потеряли свое значение. России первые знаки почтовой оплаты были введены в 1845 году - так называемые «штемпельные куверты» для городской почты Санкт-Петербурга. Их успех привел к выпуску в 1848 году штемпельных конвертов для общегосударственной почты. Первые почтовые марки в России вышли в обращение 1 января 1858 года. При подготовке к их изданию Почтовым департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг предварительно печатались различные пробные варианты проектов. Первыми проектами русских марок были так называемые «штемпельные» марки круглого рисунка с двумя разными изображениями: головы Меркурия и герба Почтового ведомства - двуглавого орла с почтовыми рожками. Но эти проекты изданы не были. В октябре 1856 года был утвержден проект рисунка первой почтовой марки России - цветной рисунок, выполненный Ф.Кеплером в величину почтовой марки: с верхним и правым боковым полем, подлинным клеем, водяным знаком «1»; овальный медальон с гербом Почтового департамента был выполнен рельефной печатью. Отпечатанные пробные экземпляры первых марок в октябре 1857 года утвердил царь Александр II и «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками».
14 лет назад (1992) Государственная библиотека им.Ленина преобразована в Российскую государственную библиотеку (РГБ)
Российская государственная библиотека была основана 1 июля 1862 года в качестве первой бесплатной публичной библиотеки Москвы. В то время она называлась Библиотекой Московского публичного музея и Румянцевского музея, или Румянцевской библиотекой. Ее первоначальный фонд состоял большей частью из богатейшей коллекции книг и рукописей (около 100 тысяч экземпляров), собранной графом Николаем Петровичем Румянцевым и переданной его наследниками российскому государству. Библиотека разместилась в центре Москвы, в Пашковом доме, построенном русским зодчим Василием Баженовым рядом с Кремлем. Читальный зал был рассчитан на 20 мест. С 1862 года библиотека стала получать обязательный экземпляр всей печатной продукции России. Сотни коллекций, отдельных книг, рукописей поступили в библиотеку от дарителей, среди которых - министр народного просвещения Авраам Норов, купец и издатель Козьма Солдатенков, ученый Федор Чижов, библиофил и музыковед Владимир Одоевский, директор Музеев Василий Дашков и многие другие. Библиотека Московского публичного и Румянцевского музеев стала подлинным центром культуры. В ее читальных залах создавались художественные произведения, ученые труды. Читателями библиотеки были писатели Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов, Владимир Короленко.
В 1914-1915 годах были открыты новое книгохранилище на 500 тысяч томов и читальный зал на 300 мест. После 1917 года фонды библиотеки пополнились национализированными книжными собраниями (свыше 1,5 миллиона томов). В 1919 году библиотека была выведена из состава Румянцевского музея и получила исключительное право отбора книг из коллекций московских антикваров букинистов. В 1921 году Румянцевская библиотека была преобразована в Государственную библиотеку СССР имени В.И.Ленина: на библиотеку были возложены функции государственного книгохранилища и национальной библиотеки. Преобразование во многом изменило характер ее деятельности - она стала главной библиотекой страны. В 1925-1926 годах были созданы функциональные и специализированные отделы, Музей книги. В годы Великой Отечественной войны библиотека была единственной действующей научной библиотекой, не эвакуированной из Москвы, за исключением наиболее ценной части фонда. С 1930 по 1960 год длилось строительство и освоение нового здания библиотеки по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха.
29 января 1992 года указом президента России Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И.Ленина преобразована в Российскую государственную библиотеку (РГБ). Сегодня Российская государственная библиотека – это крупнейшая библиотека Европы и вторая в мире после Библиотеки конгресса США. В стенах библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира; объем фонда библиотеки превышает 42 миллиона экземпляров книг, рукописей, научных трудов, периодических изданий.