Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Сообщения о победе на парламентских выборах на территории, подконтрольной Палестинской Национальной администрации (ПНА), Движения Исламского сопротивления (ХАМАС) в этот четверг ввергли в шок и растерянность большую часть международного сообщества. То, что ХАМАС, а вернее - созданный движением избирательный блок «Преобразование и реформы», наберет не просто большинство, а более 50% голосов и, соответственно получит право формировать правительство - ничто не предвещало, ни опросы общественного мнения, ни данные экзит-поллов.
На ХАМАС ложится теперь ответственность за судьбу палестинского народа. А политический курс победителей наглядно продемонстрирует, что ждать миру от политического радикального ислама во власти.
По сути, у ХАМАС есть два пути – Турции и Ирана. Выбор Палестины "между Турцией и Ираном" зависит, конечно, не только от ХАМАС, но и от поведения международного сообщества и ситуации в регионе в целом – успеха в урегулировании палестино-израильского конфликта, развития событий вокруг Ирана, Сирии и Ливана, от того, будет ли положен конец хаосу в Ираке.
Но и победа ХАМАС в свою очередь влияет на события на Ближнем Востоке. Она в краткосрочной перспективе укрепляет и солидаризирует позиции всех радикальных и экстремистских движений в регионе. И во многом связывает руки международному сообществу в его попытках оказать давление на Иран, Сирию и движение «Хизбалла» в Ливане, на радикалов – шиитов и суннитов - в Ираке.
По сути, парламентские выборы в ПНА продемонстрировали исламистам в регионе Большого Ближнего Востока (от Северной Африки до Средней Азии), как можно добиться легитимной победы, не прибегая к оружию. Победы, которую, несмотря на негативное отношение к ХАМАС, вынуждено признать международное сообщество. Исламисты оказались самыми прилежными учениками Запада. Кстати, похожая, правда, не столь пока очевидная ситуация и в Ираке.
Победа ХАМАС – это и предупреждающий звонок для действующих властей в регионе. Ведь большинство палестинцев, отдавая предпочтение ХАМАС, выбирали отнюдь не какой-то "исламский путь развития", они просто голосовали против политики действующей в Палестине власти: против нищеты, безработицы, коррупции, хаоса в сфере безопасности, ее бессилия в продвижении мирного процесса.
На этом глобальном фоне может показаться, что перспективы палестино-израильского мирного урегулирования - всего лишь частность происходящего. Однако это такая "частность", которая теперь будет ежедневно определять и корректировать и курс ХАМАС, и в целом ситуацию на Ближнем Востоке. Ведь не секрет, что именно палестинский вопрос является детонатором для многих региональных конфликтов.
Опасения многих экспертов, что на ближневосточном мирном урегулировании можно поставить крест, во многом оправданы.
ХАМАС, который значится в террористических списках США, Израиля и ЕС, не признает Государство Израиль и не отказывается от идеи сопротивления ему во всех своих основополагающих документах. Кроме того, все заявления представителей ХАМАС о достижении временного перемирия с Израилем ставят условием полный уход израильтян к границам, существовавшим до 1967 года, и признание права палестинских беженцев на возвращение. Для израильтян это не представляется возможным.
Но дело даже не в этом – если ХАМАС ставит заведомо неприемлемые условия для перемирия (неслучайно во всех предыдущих палестино-израильских договоренностях решение этих вопросов оставлялось на будущее), то что же может тогда стать его условием для постоянного мира?
С другой стороны, могла ли идти речь о скором урегулировании в случае победы ФАТХ? Это также представляется сомнительным. Да и израильтяне на сегодняшний день достигли пределов возможного компромисса с палестинцами.
По сути, с выборами или без, переговорный процесс достиг на данный момент своего максимума: на большее стороны были идти пока не готовы. А такая тупиковая ситуация могла вылиться лишь в новый виток конфликта. Похожая ситуация была в 2000 году, когда началась вторая палестинская интифада. Поэтому, возможно, победа ХАМАС в ближайшей перспективе просто снимает угрозу очередной эскалации в зоне палестино-израильского конфликта.
Важно, чтобы не было провокаций с обеих сторон. Среди палестинцев немало экстремистов и помимо ХАМАС, хватает ястребов и среди израильтян. Кстати, победа ХАМАС может добавить им немало голосов на предстоящих в марте в Израиле выборах в Кнессет.
Следует также учитывать и факт того, что ХАМАС просто не захочет загнать палестинцев в международную изоляцию. Движение декларирует своей первоочередной задачей проведение реформ и улучшение социальной и экономической ситуации. Это невозможно без финансовой помощи извне, без сотрудничества с международным сообществом – в первую очередь США и ЕС.
Тем временем позиция членов «квартета» ближневосточного урегулирования в составе США, России, ЕС и ООН однозначна – они будут сотрудничать с тем палестинским правительством, которое будет признавать право Израиля на существование и выступать за мирное урегулирование. Это условие ставят и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Москве. Т.е. ХАМАС рано или поздно должен будет изменить свою позицию, как это сделал 13 лет назад ФАТХ во главе с ныне покойным Ясиром Арафатом.
Правда, вряд ли это произойдет в ближайшее время. И для этого требуется хотя бы немного мудрости и сдержанности от всех региональных политических сил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции