Рейтинг@Mail.ru
Без фанфар - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Без фанфар

Читать ria.ru в
На прошлой неделе исполнилось пятнадцать лет военной операции США и коалиции тридцати семи других государств, включавших, в том числе, Германию, Францию, Великобританию, Японию, Канаду и Италию, против Саддамовского Ирака. Она началась по решению Совета безопасности ООН 16 января 1991 года, продолжалась до 27 февраля, получила название «Буря в пустыне» и была проведена просто блестяще. Что безоговорочно признало большинство военных специалистов, даже многие советские генералы, которые, по понятным причинам, никогда не жаловали ни американцев, ни их союзников по НАТО...

На прошлой неделе исполнилось пятнадцать лет военной операции США и коалиции тридцати семи других государств, включавших, в том числе, Германию, Францию, Великобританию, Японию, Канаду и Италию, против Саддамовского Ирака. Она началась по решению Совета безопасности ООН 16 января 1991 года, продолжалась до 27 февраля, получила название «Буря в пустыне» и была проведена просто блестяще. Что безоговорочно признало большинство военных специалистов, даже многие советские генералы, которые, по понятным причинам, никогда не жаловали ни американцев, ни их союзников по НАТО.

За каких-то пять с небольшим недель коалиционные силы, слегка превышающие по численности войск иракскую армию, практически не приходя в непосредственное соприкосновение с противником, разгромили его полумиллионную группировку, которую поддерживали пять с половиной тысяч танков и семьсот самолетов. При этом союзники фактически полностью уничтожили три иракские дивизии – было убито 40 тысяч солдат и офицеров, сто тысяч ранено, 70 тысяч иракских военнослужащих взяли в плен. Американцы, по уточненным данным, потеряли 383 воина, 467 ранено и двое пропали без вести. Да и затратили на всю операцию всего-то 8,5 миллиарда долларов. Смешные, по нынешним временам, средства.

Саддама Хусейна жестоко наказали за оккупацию соседнего государства - он вынужден был признать свое безоговорочное поражение и начал вывод войск из оккупированного Кувейта, который занял 1 августа 1990 года. Багдад попросил Совет безопасности ООН принять решение о прекращении огня, согласившись на все предъявленные к нему условия. В том числе и на выплату компенсации южному соседу за понесенные утраты и разрушения, которую платил вплоть до своего свержения в мае 2003 года.

Операция «Буря в пустыне» запомнилась военным специалистам, да и не только им, массированным применением ударной авиации, крылатых ракет различной дальности,  а также  высокой точностью их попадания. У каждого, кто в те годы следил за боевыми действиями в Заливе по телевизору, наверное, до сих пор стоит перед глазами картинка: один самолет наводит перекрестье прицела на окошко какого-то ангара или склада, а другой – направляет в это окошко авиационную ракету. Она влетает, что называется, в форточку и разрывается внутри. Дым, огонь, разлетающиеся в воздухе щепки, и ни одного человека рядом. Здорово! Это было первый раз в истории – война в прямом эфире. И при этом – бесконтактная, прообраз, как считалось, войн ХXI века .

А разве забудешь волны танковых атак на позиции обезумевших от обрушившегося на них огня иракских артиллеристов?! «Абрамсы» летели в облаках рыжей песчаной пыли, как стаи вертолетов рассветным утром над устьем Меконга в знаменитом фильме Фрэнсиса Кополы «Апокалипсис сегодня». Только немножко не хватало иррационально-трагической, оглушающей музыки Вагнера, сопровождавших ту киношную атаку. Но общее впечатление было предельно похожим: грозовой неотвратимостью поражения противника  воздух был пропитан и наэлектризован полностью.  

Не забыть, как ночью на крыше багдадской гостиницы «Аль-Рашид», где за два месяца до этого мы с коллегой из «Известий» Евгением Баем жили в соседних номерах, дикторы CNN, ABC, NBS-News или какой-то другой телекомпании рассказывали в прямом эфире о бомбардировках Багдада, об авиационных ударах по нефтеперерабатывающим заводам, по дворцам Саддама Хусейна, по зданиям министерства обороны, Генерального штаба, министерства нефти. А в это время по телевизору показывают, как в один из перечисленных объектов влетают крылатые ракеты, потом такие же ракеты летят во второй объект, третий… Все горит, небо озаряется сполохами огня. Красиво и страшно, как в очередном голливудском боевике или фильме ужасов.

И никто не задавал себе тогда вопроса: а откуда комментаторы американских и европейских телеканалов знают, по какому объекту и в какое время будут наносить удары союзники? В то время нам и в голову не приходило, что сотрудники таких знаменитых телекомпаний могут находиться на службе у Пентагона или тесно сотрудничать с ними, добиваясь и получая эксклюзивные материалы за «определенные услуги».  

 Какие это «услуги», выяснилось позже. Только через несколько месяцев после окончания первой войны в Заливе некоторые журналисты, по тем или иным причинам поссорившиеся с Пентагоном, проведут семинар, даже выпустят несколько книг, где подробно расскажут, что многие сюжеты этой войны, демонстрировавшиеся по телевизору, как бы в прямом эфире, в том числе и «ракета, залетающая в форточку», на самом деле были сняты заранее. Создать обстановку, реально приближенную к боевым действиям на территории США и на пентагоновских полигонах, таким мастерам пропагандистского искусства и психологической борьбы, какими располагает военное ведомство, не составило большого труда.

Расскажут они и о том, что в журналистский пул, каждый день выезжающий в американские и союзнические войска, из тысячи аккредитованных в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, пентагоновская пресс-служба отбирала по пять-шесть «счастливчиков», «играющих по правилам», установленным Вашингтоном. Якобы, для обеспечения их же безопасности. Именно они привозили сюжеты, которые потом расписывались и распространялись остальными пишущими, снимающими и комментирующими по радио и телевидению представителями масс-медиа. Я еще удивлялся, как мой коллега, который, как я знал, является офицером одной из советских спецслужб, может присылать в газету из района боевых действий столь восторженные репортажи об американских успехах. Но массированной психологической обработке подвергался не он один.

Это еще один урок той войны, который хорошо выучили сегодняшние руководители военного ведомства, «пиарь себя, не жалея ни сил, ни денег. Соответствуют они жизненным реалиям или нет, - не важно. Победителей не судят. А проигравшим - все равно, что они говорили до того».

Но коалиция одержала победу над Саддамом не только, благодаря поддержке мирового общественного мнения и мастерски разыгранной психологической и пропагандистской войне. Она победила еще и силой своего оружия, самыми современными методами ведения боя. На головы иракских войск, на промышленные и хозяйственные объекты, военную инфраструктуру обрушились не только «Томагавки» и корректируемые авиационные бомбы. Они были подавлены беспрецедентным применением систем радиоэлектронной борьбы, - вся организация управления войсками Хусейна, система противовоздушной обороны была разрушена и дезорганизована еще до начала массированного применения ударных сил. А сама армия и флот страны были заранее лишены материальных запасов и возможности пополнять боеприпасы, бензин, керосин и другие ГСМ, даже запасные части и комплектующие к боевой технике и оружию.

Экономическая блокада Ирака, введенная Организацией Объединенных Наций в ответ на оккупацию Кувейта, привела к тому, что нефтеперерабатывающие заводы, снабжавшие саддамовскую армию «горючкой», не получали из-за рубежа необходимые присадки для высококачественной перегонки нефти. И топливо, которое заправляли в свои машины, танки и самолеты иракские военнослужащие, сильно разъедало, окисляло, выводило из строя топливную, смазочную и охлаждающую аппаратуру. Боевые машины оказывались неисправными. Советские военные специалисты, работавшие в Ираке до начала первой войны в Заливе, рассказывали нам с Евгением Баем, что местные военачальники просят их привезти в Багдад чемодан штуцеров для топливной аппаратуры к истребителям МиГ-29. «За чемодан штуцеров, говорили они, обещают чемодан «баксов».

Но провезти что-либо подобное в Ирак тогда было, наверное, очень трудно, почти невозможно. Помню, как «аэрофлотовский» Ил-76, совершавший регулярный рейс из Москвы в Багдад, практически пустой – кроме экипажа, нескольких бортпроводниц, пары офицеров фельдъегерской службы и нас с Женей  в салоне никого не было, - посадили в турецкой Анкаре и тщательно досмотрели местные таможенники и пограничники. Рисковать своей репутацией даже за приличные по тем временам деньги тогда мало кому хотелось. А, может, кто-то и рисковал, но я этого не знаю.

Вспоминая о том времени, хочу заметить, что единодушие в стремлении наказать агрессора тогда было у цивилизованных стран всеобщим. Даже советская Москва, верный союзник, торговый и военно-технический партнер Ирака, поставивший ему оружия и боевой техники на 12 с лишним миллиардов долларов,  вынуждена была согласиться с требованиями международной общественности о применении  экономических санкций к Саддаму Хусейну, а так же с проведением против оккупанта военной операции. Хотя сама в ней не участвовала. Мы вывели из страны своих военных советников и специалистов (в США и Европе боялись, что они будут воевать на стороне Ирака), потребовали возвращения на родину своих нефтяников, что трудились на нефтепромыслах страны, и гидростроителей, что возводили на Евфрате очередную ГЭС.

Я видел, как со слезами на глазах улетали из Багдада эти ребята: наконец-то вырвались из Тюмени и Красноярска за кордон подзаработать чеки (талоны для магазинов «Березка», которые заменяли тогда валюту), взятки кому надо за это заплатили, а тут такой облом… Поневоле зарыдаешь. К тому же иракские таможенники лютуют: нельзя вывозить из страны, подвергшейся экономической блокаде, ни продуктов, ни видеомагнитофонов, ни телевизоров. Вырывали их из рук наших ребят прямо на глазах у владельцев. Тогда вся эта «техника», если кто помнит, не то, что сейчас, была бесценной…

Но пишу я все это не для того, чтобы кому-то утереть давно высохшие слезы. Не для того, чтобы восхититься боевой мощью американской и союзнических армий, проявленных в ходе операция «Буря в пустыне», даже не мудростью президента Джорджа Буша-старшего, который остановил свои войска на дальних подступах к Багдаду и приказал вывести их оттуда, чтобы не оставлять в Ираке на растерзание местным партизанам. Просто, я заметил, что нигде в мировых СМИ - ни в США, ни в Европе как-то не заметили пятнадцатилетия начала первой крупной войны в Заливе, словно ее и не было. Хотя там есть, чем гордиться. И я уже об этом упоминал. А «не заметили», понятно почему. Видимо, крепко закружилась голова от тогдашнего успеха у некоторых представителей американской администрации и американского истэблишмента. И не только у них. Особенно после развала Советского Союза.

Отсюда и авантюра в Сомали, откуда пришлось быстро уносить ноги. Отсюда и вмешательство во внутренние дела Югославии, бомбардировки Белграда, Приштины, Нови-Сада, разрушение мостов на Дунае, гидро- и теплоэлектрических станций, коммунального и городского хозяйства, экономики цивилизованного европейского государства, замена геноцида одной нации геноцидом другой. И, наконец, новая война в Заливе. Под надуманным предлогом «уничтожения оружия массового поражения, созданного Саддамом Хусейном для нападения на соседние страны» и «борьбы с террористами Аль-Каеды, которых поддерживает Хусейн», а потом и «ликвидации тирании и экспорта демократии». Чем все это закончилось, известно.

Не все мировое сообщество, обманутое нынешней вашингтонской властью, поддержало операцию против Ирака. В числе «несогласных» оказались ближайшие союзники США – Германия и Франция, а так же крупнейшие страны мира, среди которых Россия, Китай и Индия. Друзья и партнеры предупреждали США: «захватить страну можно, победить народ – никогда». Но Джордж Буш-младший остался глух к голосу здравого смысла. Саддам Хусейн свергнут, он предстал перед судом. Тем не менее, в Ираке каждый день гремят взрывы, где гибнут  мирные люди и солдаты антииракской коалиции. В первую очередь, американские. Счет их безвозвратных потерь уже перевалил за две тысячи. Только раненных – около десяти тысяч. На «экспорт демократии» потрачено 500 миллиардов долларов, а порядка в Междуречье, как не было, так и нет.

США – в тупике. Вывести войска из Ирака они не могут, - это, действительно, даст козырь террористам всех мастей, вдохновит их на новые преступления. В том числе и за пределами Ирака. Оставаться бесконечно в Междуречье тоже невозможно. Терпение американского народа, его готовность к жертвам во имя идеалов свободы тоже имеет свой предел.

И это, пожалуй, главный урок пятнадцатилетней давности. Никто сегодня не может единолично управлять миром и принимать решения о «наказании» того или иного народа, правителя, как бы кому этого не хотелось. Какой бы могучей военной силой и пропагандистско-пиаровской машиной он не обладал. Чтобы понять эту банальную истину, не надо жертвовать столькими жизнями граждан своей страны.   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала