ответы на вопросы
1. Дмитрий , Москва : Почему, несмотря на внушительные победы "Камаз-мастер", собственно автомобили "Камаз" практически не известны в Европе и не конкурентноспособны?
Фирдаус Кабиров: Мы участвуем на полноприводных моделях автомобилей КАМАЗ и рекламу КАМАЗу делаем всей маркой. И автомобиль наш пользуется большим успехом и спросом как раз в странах Ближнего Востока, Азии и Африки с соответствующей ценой, качеством и техническими характеристиками по грузоподъемности и так далее. С самого начала и сейчас КАМАЗ не рассматривает завоевание западноевропейского рынка, там до сих пор настолько для нас конкуренция высока, что нам проще производить автомобили в те страны, которые я перечислил. Хотя с другой стороны, в перспективе КАМАЗ уже планирует создание таких же конкурентоспособных автомобилей, как Мерседес, Скания, Вольво для дорожных перевозок в Европе. Такие автомобили, возможно, будут собираться из большего набора импортных комплектующих.
2. Александр , Москва : Будет ли команда и далее работать с Бубновским? Помогает ли Бубновский команде готовиться к гонкам, какие методики применяет, насколько они эффективны, в том числе и в самой гонке? Как перенес лечение травмы позвоночника Решетников?
Семен Якубов: Будет ли команда работать с Бубновским - зависит от многих обстоятельств. Считаем, что вопрос наполовину решен - мы готовы.
Бубновский Сергей Михайлович: Методика миофасыальной кинезитеропии, то есть работа с глубокими мышцами позвоночника и суставов с помощью специального массажа и специальной гимнастики. Кроме того, используется методика криотерапии, пантетеропии, гидротермотерапии, в переводе на простой язык - применение холода, сауны по правилам русской баны и препаратов пантоника, основанных на препаратах из крови пантов маралов. Общим связующим звеном лежит примерение диафрагмального дыхания, которое выполняет функцию миорелаксации, расслабления мышц и обезболевания. Метод надежен, потому что он естественен и рассчитан, и подбирается на каждого человека в соответствии с его индивидуальными особенностями. И последний вопрос - сейчас Решетников проходит вторую стадию реабилитации после травмы, основанных на восстановлении структуры глубоких мышц позвоночника с помощью использования специальных тренажеров, дающих стопроцентное восстановление трудоспособности в таком случае, как у Решетникова. Правда, этим необходимо заниматься постоянно.
3. Сергей , Москва : Как вы начали день 1 января? Он у вас отличался от россиян?
Владимир Чагин: Отличался он тем, что мы, к сожалению, находились не у новогодней елки в родном городе, а в далекой Португалии, где нет снега и возможности провести этот день, как проводят все жители нашей страны. Даккар - это первое соревнование года, и утром у нас уже был старт этапа. Поэтому в этот день мы завидовали всем руским, которые отдыхают, а нам пришлось потрудиться и хотелось в этот день проехать так, чтобы наш результат не испортил всем новогоднее настроение. И нам это удалось.
4. Петр , Москва : Почему (Euro News) Евроновости (8 канал ТВ) весь период очень скупо комментировали результаты гонки в классе грузовиков? Создавалось впечатление, что грузовики не участвуют. Как здоровье участников гонки команды КАМАЗ-Мастер? Пригодилось ли в этом году умение С.М. Бубновского? С поздравлениями и пожеланиями крепкого здоровья и побед, Петр Бегиджанов
Семен Якубов: Мы считаем, это связано с тем, что последние годы в классе грузовиков неизменно побеждает команда КАМАЗ-Мастер. Если бы впереди шли Мерседес или МАН, Евроньюс уделяло бы грузовикам гораздо больше внимания. В реальности происходит наша дискриминация, и мы боремся с ней путем расширения вещания на других телеканалах.
5. Сергей , Москва : Семен, вы ездили с обоими призовыми пилотами, с Виктором Московских и Владимиром Чагиным. Вы можете сравнить их стиль езды?
Семен Якубов: Непрерывная серия побед команды КАМАЗ-Мастер началась с момента, когда Владимир Чагин сел за руль спортивного грузовика. Его подготовка с самого начала была нацелена на марафонский дух, выдержку и скрупулезное знание техники. Его талант и опыт, который он приобрел за эти годы, позволили ему овладеть теми специфическими способностями раллиста-марафонца и спортсмена, нацеленного на победу, которые его отличают от всех известных мне имен.
6. Александр , Москва : Ожидается обновление КАМАЗа, или мы всегда будем видеть КАМАЗ 30-летней давности (извините, если вопрос не по адресу)?
Семен Якубов: В последние годы заложен новый модельный ряд грузовых автомобилей КАМАЗ грузоподъемностью от 5 до 20 тонн. Завод делает ставку на полноприводные автомобили, тягачи и самосвалы. Это наша ниша на рынке. Новые автомобили серии 6520 в ближайшие годы призваны изменить устаревшие модели. Кроме того, мы собираемся занять значительную часть ниши развозных грузовиков, создав современную перспективную модель 4308. Думаю, что в ближайшие два-три года в плане, наши работы станут видны невооруженным глазом, то есть на улицах наших городов.
7. Злата , Питер : Приобщаете ли вы своих детей к подобному спорту?
Владимир Чагин: Мой младший сын Игорь, которому сейчас 6 лет, начал приобщаться к вождению в 8 месяцев на маленькой электрической машинке, он ездил по квартире. В то время он еще не ходил, и это было ему проще. А в три года сел уже за руль картинга с бензиновым мотором. Надеюсь, что он не оставит это увлечение.
8. Павел , Москва : Владимир, Фирдаус, вы прекрасные гонщики. Расскажите, пожалуйста, на каких автомобилях вы ездите в свободное время?
Владимир Чагин: В свободное от гонок время Фирдаус Кабиров ездит на "Фольксваген Туарег", а Владимир Чагин на "Тойота Ленд Крузер 100".
9. МАКСИМ , Белгород : А разве у вас были серьезные соперники? Вот и побеждаете... Я рад, что мы побеждаем, но хотелось бы видеть многочисленных сильных соперников, а их нет.
Семен Якубов: Максим, видимо, твое чувство патриотизма заставляет тебя считать, что «Мерседес», МАН, ИВЕКО, Хино и другие производители автомобильной техники не являются серьезными соперниками для марки КАМАЗ. Спасибо. Более того, спасибо и за то, что ты считаешь наших пилотов более успешными, чем известные зарубежные спортсмены. А если серьезно, то у тебя есть возможность познакомиться с уровнем подготовки автомобильной техники наших соперников на сайте Международной автомобильной федерации, где ты сможешь убедиться, что к омологации были представлены лучшие и высокотехнологичные образцы самой современной зарубежной автомобильной техники. Как показывает результат, победа зависит не только от этого.
10. Мустафин Альберт , Волгодонск : 1.Планируются встречи с болельщиками и поклониками по городам России? 2.Так как команда "КАМАЗ-Мастер" для мальчишек России - великие кумиры. Будет ли снят и показан фильм о феноменальных достижениях команды?
Семен Якубов: По итогам Дакара-2005 был снят телевизионный фильм "Дакар. По ту сторону медали". Мы собираемся продолжать эту работу и планируем по итогам Дакара-2006 также снять телефильм о событиях этой гонки. Предположительно, эта работа будет совместной с телеканалом РТР-Спорт.
11. Андрей Алексеев , Дюссельдорф, Германия : Семен Семенович, прежде чем задать вам вопрос, хочу поздравить вас и всю команду КАМАЗ-Мастер с очередным золотом на Дакаре. Хочу у вас спросить, приедет ли когда-нибудь команда в Европу, например, на крупнейшую в мире Автомобильную выставку во Франкфурте-на-Майне или на какую-нибудь другую выставку в Европе? Ведь за границей у вашей команды тоже очень много поклонников, и их стало бы ещё больше, если дать им возможность познакомиться с вашей командой лично. Спасибо за ваш ответ.
Семен Якубов: Два последних года грузовик - победитель Дакара выставляется на экспозиции КАМАЗа во Франкфурте-на-Майне. И, действительно, собирает там большое количество зрителей. Возможно, и в этом году мы сможем там встретиться.
12. Александр , Москва : Какие дальнейшие доработки в машины планирует вносить команда к Дакару-2007? Будут ли изменения в моторах, подвесках, тормозах и т.д.?
Семен Якубов: К сожалению, серьезные изменения в конструкции автомобиля ограничены рамками регламента. Мы много работаем над повышением надежности автомобиля и изменениями, касающимися повышения безопасности.
13. Елена , Москва : В чем основные отличия гоночного КАМАЗа от серийного?
Семен Якубов: Модель 4911 и есть один из вариантов серийных моделей КАМАЗа. Сегодня эта машина продается, и купить ее может любой желающий. Однако, надо учитывать, что цена этой машины намного превышает средний уровень цен модельного ряда КАМАЗовских грузовиков.
14. Олег : Молодцы, ребята, а то здесь все нахваливают заграницу! Владимир, скажи, пожалуйста, если бы ты был дальнобойщиком, какое бы ты авто выбрал: серийный КАМАЗ или что другое?
Владимир Чагин: Я не дальнобойщик, я пилот команды "КАМАЗ-мастер" и для меня лучший грузовик тот, в котором заложена частица моего труда, и который вот уже несколько лет подряд выносит нас к победе. Это КАМАЗ 4911 EXTREME.
15. Татьяна : Поздравляю с блистательной победой! Как организована подготовка молодежи, хотелось бы, чтобы ваш замечательный опыт через много лет привел к победам новых россиян.
Семен Якубов: Молодое пополнение приходит к нам в команду в основном из набережночелнинского карт-клуба. Все они принимаются на работу в департамент специализированной техники водителями-испытателями и слесарями-сборщиками. С овладения, причем досконального, этими профессиями и начинается их профессиональный путь в команде. В начальном периоде определяется склонность каждого к основным гоночным профессиям – пилота, штурмана или механика. Наиболее подготовленные со временем проходят боевую обкатку в чемпионате России по ралли, этапах розыгрыша Кубка мира. И только после тщательной проверки в экстремальных условиях ралли они могут быть включены в состав боевого экипажа, экипажа грузовика технического сопровождения или группы технического сопровождения на Дакаре.
16. Дмитрий : Глядя на "КАМАЗ-Мастер", да и просто слыша ваши имена по телевизору, начинают бегать "мурашки от гордости". В какие моменты вы испытываете подобного рода ощущения?
Семен Якубов: Во все моменты гонки, где удается "преодолеть самого себя, соперников, обстоятельства", на победном подиуме, и разумеется, на всех последующих встречах с теми, чьи надежды мы оправдали - и мы, и те, кто вместе с нами - болельщики, камазовцы, деловые партнеры - испытываем истинную гордость за достижения отечественного автоспорта на международной арене.
17. Михаил , Москва : Ребята, сердечно поздравляю вас с победой! Каждый год я с огромным интересом слежу за Дакаром и болею за вас. И считаю вас национальными героями. А команда «Камаз-Мастер» достойна быть в ряду великих команд, таких как например, Макларен и Феррари в Формуле-1. И вопрос у меня такой: как команда готовит себе смену, кого из молодежи уже сейчас можно назвать готовым к участию в ралли-рейдах? Еще раз с победой вас и всех благ!!!
Семен Якубов: Мы уже ответили на этот вопрос. Но если конкретно – один из самых перспективных – Эдуард Николаев. Пришел в команду из карт-клуба, как водитель-испытатель и слесарь-сборщик выдержал все испытания на самых трудоемких операциях в сборочном цехе. Только после этого был включен механиком в состав боевого экипажа на этапах Чемпионата России и розыгрыша Кубка мира по ралли, а впоследствии в боевой дакаровский экипаж. На ралли "Лиссабон-Дакар 2006" полностью оправдал выбор команды и оказанное доверие.
18. Виктор : Возможно ли, хотели бы вы видеть рядом с собой в будущем на гонках команды других российских автопроизводителей грузовиков? Или это невозможно по техническим характеристикам?
Семен Якубов: Чтобы создать конкурентоспособный гоночный грузовик и подтвердить его серийность омологационной серией, как того требует регламент «Дакара», одного желания мало. Нужны материальные, и немалые ресурсы, условия для комплектования и подготовки команды и т.д. До сих пор под силу это оказалось только «КАМАЗу». Но были бы рады, без всякого сомнения, видеть на гонках и других российских производителей грузовиков.
19. Владимир Данишевский : Уважаемый господин Чагин, назовите самый трудный этап Дакара-2006 с Вашей точки зрения! Благодарю.
Владимир Чагин: Таких было два этапа – 7-ой и 8-ой: «Зуэрат – Атар» и «Атар-Нуакшот» , общей протяженностью более 1000 км, когда мы в совокупности потеряли более двух часов, застряв в песках. Это очень много, потому что борьба на гонке идет за каждую минуту.
20. Сергей : Сколько денег нужно, чтобы "построить" такой автомобиль? Агрегаты (основные) каких фирм применялись при сборке данного "Камаза"?
Семен Якубов: Очень много, если включать все расходы по проектированию, организации необходимых технологических процессов, собственном производстве и закупке импортных комплектующих, сборке, оплате всех этих расходов, выпуске омологационной серии из 15 автомобилей, как того требует регламент «Дакара»… Цена серийного аналога нашего гоночного КАМАЗа-4911 Экстрим тянет на 200-250 тыс. долларов. При конструировании гоночного грузовика, как это делается в мире автоспорта, применялись как отечественные, так и импортные комплектующие. Например, много лет мы используем двигатель ЯМЗ, основные узлы трансмиссии: КПП фирмы «ZF» , раздаточная коробка «STEYR», сцепление также немецкой фирмы «FICHTEL UND SACHS»…
21. Энвар : Фирдаус, от всей души поздравляю с призовым местом. Вопрос: как выступили японцы на Хино? Составят ли они Вам "конкуренцию" в следующих ралли Дакар?
Фирдаус Кабиров: В прошлом году были вторыми, в этом заняли 5 и 7 место. Они остаются соперниками, но, думаю, серьезной конкуренции, как ДАФ, МАН, ТАТРа они нам не составят.
22. Сергей : Как стать пилотом?
Семен Якубов: Нужно очень захотеть им стать, и тогда эта профессия сама тебя найдет.
23. Сергей : Владимир, вы 16 лет участвуете в ралли. Сначала ездили механиком вместе с легендарным Виктором Московским, после его ухода сами сели у руля. Какова роль механика во время гонки?
Владимир Чагин: Сложна и многообразна. Он полностью отвечает за работоспособность гоночного грузовика на трассе, несет основную нагрузку за его ремонт во время аварии или поломки, во время движения непрерывно следит за приборами, контролирующими работу основных узлов и деталей: в случае сбоя должен моментально определить причину и предложить соответствующее решение. Во время ночных ремонтов и техобслуживания грузовиков на бивуаках, работает вместе с механиками группы технического сопровождения. Основные качества механика боевого экипажа – доскональное знание устройства грузовика, способов его ремонтообслуживания в любых условиях, физическая и психологическая выносливость.
24. Rafik Amirov : От всей души поздравляю россиян с победой, болел за вас. Какой двигатель установлен на вашем КАМАЗе, какие отличия от серийной машины?
Семен Якубов: На гоночном грузовике установлен двигатель ЯМЗ 7Э846 производства ОАО «Автодизель», форсированная модификация ЯМЗ 8424. 4-тактный, восьмицилиндровый, номинальной мощностью 538/730 кВт/л.с. Отличается системой турбонаддува, в которой используются два турбокомпрессора и системой охлаждения надувочного воздуха типа «воздух-воздух».
25. Саша : Скажите, пожалуйста, а какой приз получает победитель ралли? Спасибо.
Семен Якубов: Главный приз – «золотой» бедуин, весящий более 10 кг.
26. Сергей : Каждый год, каждый этап команда борется с новыми проблемами, решает новые задачи. Слаженная команда техника, штурмана, пилотов, механиков - все вместе делают победу. Но ведь не все команды добиваются из года в год успеха. Что нужно для постоянной победы в этом ралли?
Семен Якубов: В большом спорте может случиться все. На победу влияют многие факторы: гоночная машина, способная конкурировать с лучшими образцами грузовой автомобильной техники, мастерство пилотирования и безукоризненное знание навигации, подготовка группы технического обеспечения, отлаженная схема взаимодействия всех звеньев команды, как на гоночной трассе, так и во время ремонтообслуживания на бивуаках , физическая подготовка, психологическая устойчивость, способность не терять хладнокровие в любой экстремальной ситуации. И конечно опыт, то, что можно приобрести только участием в соревнованиях…
27. Тимур : Расскажите, пожалуйста, как вообще вы решили стать гонщиками, и какой у вас водительский стаж? Спасибо!
Семен Якубов: Все ответы о нашей команде, в том числе и этот, а о нем можно говорить долго, вы можете получить на сайте команды.
28. Сергей : Гонки грузовиков переживают трудные времена, многие кольцевые чемпионаты закрылись, в ралли большинство грузовиков едут техничками при мотоциклах и джипах. В репортажах с ралли Дакара информация о классе грузовиков всегда скудна и на последнем месте с объемом около 3-5 минут. Какие перспективы в следующем году?
Семен Якубов: Об этом мы будем думать уже в ближайшее время. Конечно, хотелось бы, чтобы наше телевидение больше внимания уделяло этому виду спорта. Но пока очень много преград – от финансирования до желания и возможности того или иного канала федерального уровня.
29. Валентин Клоков : Расскажите, пожалуйста, о самых главных сложностях и препятствиях, с которыми вам пришлось столкнуться в пути? Заранее благодарю.
Владимир Чагин: Когда мы лидировали, имея большое преимущество перед соперниками и затем два дня подряд, на седьмом и восьмом этапах, растеряли это преимущество из-за того, что застревали в песках, и после отрыва в несколько часов подпустили соперников к себе на шаткое временное расстояние в 30 мин.
30. Татьяна : А в "обычной жизни" у вас возникает желание погонять по улицам родного города?
Семен Якубов: Желание погонять, может, и возникает. Но мы не можем себе этого позволить и ездим достаточно сдержанно, в рамках правил. Иначе нельзя, нас слишком хорошо все знают, и авторитет команды должен быть непререкаем во всем.
31. Тапапа : Чем отличался для вас этот сезон от других сезонов?
Семен Якубов: Один спортивный сезон отличается от другого тем, что готовиться к гонке из года в год становится все сложнее – слишком велика конкуренция и стремителен прогресс в развитии спортивной техники. А успевать нужно. Что касается людей, то основная сложность была с комплектованием третьего гоночного экипажа – быстрой технички на трассе с новым пилотом вместо выбывшего по причине травмы И. Мардеева.
32. Кучерявый Дмитрий : Уважаемые участники команды "КАМАЗ-мастер"! Во-первых, поздравляю вас с очередной заслуженной победой! Я увлекаюсь любительским ралли и главная моя мечта - главные ралли! Париж-Дакар. В связи с этим и вопрос: какой путь должен пройти обыватель, чтобы добиться успеха на гонках такого уровня? Спасибо.
Семен Якубов: Добиться таких успехов, чтобы его могла взять под крыло профессиональная команда, способная решать в совокупности технические, финансовые и кадровые вопросы.
33. Олег Черненко : Можно ли на период проведения ралли "Париж - Дакар" принять в нем заочное участие? Например (за свой счет), путешествовать вместе с командой, знакомится с достопримечательностями, помогать по мере знаний, участвовать в жизни гонщиков. Есть ли подобные услуги со стороны организаторов гонки?
Семен Якубов: Нет, перемещаться с командой и помогать ей нельзя, это запрещено регламентом. Но можно стать участником многих европейских туров, доставляющих туристов на старт ралли, день отдыха, финиш. Из России на финиш тоже летит чартер, но количество свободных мест в нем (ИЛ-62) два последних года не наблюдается.
34. Елена, ОАО Сатурн: Интересно, какой ОНВ, точнее какого производителя, стоял на автомобиле, участвующем в ралли?
Семен Якубов: Немецкий интеркуллер типа «Воздух-воздух» фирмы «BEHR».
Завершающее слово:
Семен Якубов: Нам приятен большой интерес наших болельщиков, который затрагивает все стороны жизни нашей команды, специфику подготовки к соревнованиям, особенности подготовки техники и характера наших экипажей. Спасибо за интерес, за то, что вы вместе с нами, болеете за результат, переживаете неудачи и гордитесь нашими успехами.