Владимир Кедров, востоковед РИА Новости
Небольшую Иорданию судьба несправедливо обделила природными ресурсами, при том, что страна расположена в центре региона, который буквально покоится на подземном нефтяном океане. И основным богатством Иордании являются ее жители – иорданцы.
Пятимиллионное население страны сложилось из представителей разных народов: коренных жителей, выходцев из Палестины, северного Кавказа и Закавказья. В последние годы к ним добавилось изрядное число граждан Ирака, которые бежали сюда от невыносимых условий жизни на родине. Иордания к тому же страна многоконфессиональная. Основной религией здесь является ислам, но иорданцы также исповедуют православие, католицизм и разные направления протестантства. Но все они ухитряются мирно уживаться на маленьком «пятачке» иорданской территории. И это не удивительно: Иорданией с момента ее образования правят также «иностранцы» – Хашимитская династия, пришедшая сюда из Священной Мекки, которая находится ныне на территории Саудовской Аравии. Но вряд ли кто-нибудь как в самой Иордании, так и вне ее может усомниться в принадлежности Хашимитов к иорданской нации. Столь велик и неоценим их вклад в создание современной Иордании, которая занимает весьма достойное место и играет важную роль не только в рамках региона, но в общемировом масштабе.
Сын великого отца
Королю Абдалле Второму бен Аль-Хуссейну выпала нелегкая и почетная миссия – стать продолжателем дела отца, короля Хуссейна бен Талала, который был воистину великим монархом, что признавали и его друзья, и его враги. Особенно Абдалла бен Аль-Хуссейн это прочувствовал 7 февраля 1999 года, когда после смерти отца взошел на иорданский престол. И хотя молодой король тогда был уж достаточно взрослым – за несколько дней до этого прискорбного события ему исполнилось 37 лет – груз государственных забот и стоящих перед ним задач был весьма тяжел. Управлять любой страной в столь исторически проблематичном регионе, каким является Ближний Восток, вообще задача не из легких. Причем невозможно сказать, когда было легче – сегодня, вчера или позавчера. Скорее можно утверждать, что всегда было труднее, чем прежде. Во всяком случае, уж точно было не легче его отцу, который занял иорданский трон в августе 1952 года, не достигнув 18-летнего возраста. И, тем не менее, королю Хуссейну удалось в течение почти полувека мастерски вести корабль Хашимитского королевства по бурному ближневосточному морю, минуя отмели и прибрежные скалы, противостоять многочисленным мощнейшим смерчам и водоворотам. Не последнюю роль в успешных действиях короля Хуссейна, безусловно, сыграли традиции семьи, которой исконно присущи государственная мудрость и управленческий талант. Как не без справедливости отметил Михаил Булгаков в своем известнейшем романе: «Кровь – великое дело». Здесь необходимо отметить, что род Хашимитов восходит к пророку Мухаммеду, и король Абдалла Второй является прямым потомком пророка в 43 колене.
До восшествия на престол принц Абдалла Бен Аль-Хусейн прошел сложный путь «подготовки на короля», предназначенный отпрыскам практически всех царственных семей. Получив начальное образование в Исламском колледже в Аммане, будущий король прошел обучение в ряде учебных заведений Великобритании и США, среди которых Оксфордский университет и дипломатическая школа при Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Традиционно большое внимание было уделено военной подготовке принца. Естественно, он закончил Королевскую военную академию в Сандхерсте, этот своеобразный кадетский корпус будущих королей, эмиров и султанов, в которой тремя десятилетиями ранее учился и его отец. Следует, однако, сказать, что, несмотря на всю привилегированность этого военного учебного заведения, никаких скидок на происхождение там не делают, и принцы испытывают на себе все прелести военной муштры наравне с другими слушателями академии, не носящими столь громких имен. Затем принцу Абдалле довелось послужить и в британской армии, и в вооруженных силах Иордании, и даже в одной из частей российских ВДВ. Свойственное всем членам Хашимитской семьи стремление к освоению различной военной техники в полной мере присуща и королю Абдалле Второму – он служил в бронетанковых и десантных частях Иорданской армии, освоил также искусство управления боевыми самолетами и имеет квалификацию пилота истребителя.
Здесь хотелось бы также заметить, что принц Абдалла и военную службу проходил на общих основаниях, как обычный офицер.
В этой связи мне вспоминается один эпизод. Как-то в середине 80-х годов прошлого уже века в иорданский порт Акаба зашел советский круизный теплоход с германскими туристами на борту (в те времена многие советские пассажирские суда сдавались во фрахт иностранным туристским компаниям). Судно было действительно роскошное, и наше посольство пригласило короля Хуссейна и королеву Нур с семьей посетить лайнер. Среди высоких гостей был и принц Абдалла. Команда теплохода, конечно же, расстаралась. Королевскую семью угостили неимоверным обедом, который воплотил в себе и русское гостеприимство, и прелести русской кухни и многое другое. Принц Абдалла, выражая благодарность поварам и официантам, сказал, что ему, привыкшему к скромным армейским рационам, долго не забудется этот праздник чревоугодия.
Кстати, вопреки широко распространенным представлениям о чрезмерной роскоши жизни восточных владык, Хашимиты всегда поражали меня своей скромностью. Дворцовый комплекс в Аммане, например, ничуть не напоминает чертоги из восточных сказок. Во всяком случае, офисы многих компаний и банков, а также первоклассные отели в арабских странах выглядят куда помпезнее и шикарнее. В королевском же дворце обстановка и интерьеры отличаются простотой и рациональностью.
В отличие от иных республиканских столиц арабского мира, улицы Аммана не украшают бесчисленные портреты главы государства (так же было и при короле Хуссейне). С другой стороны, (также в отличие) король в Иордании пользуется безусловным уважением подданных. И не только их. Любопытная деталь – в прежние времена в любой советской компании в Аммане, собирающейся по любому поводу – официальному или чисто личному – первый тост неизменно был: «За здоровье Его Величества короля Хуссейна!» А ведь мы с Иорданией тогда не были политически или идеологически близки. Покойный король совсем не жаловал ни коммунистов, ни коммунистическую идеологию. Широкую известность приобрело его следующее высказывание: «Коммунизм никогда не укоренится в арабском мире, ибо, если это произойдет, он должен будет занять место арабского национализма, но в таком случае перестанет существовать арабская нация». А ведь именно во имя торжества арабской нации вели борьбу четыре поколения Хашимитов, отмечал король Хуссейн.
Но это не мешало ему поддерживать неплохие отношения с Москвой.
Традицию развития добрых отношений с нашей страной продолжил король Абдалла Второй. За время его нахождения во власти с 1999 года он уже семь раз посещал Москву и встречался с Президентом Владимиром Путиным. Иорданцы гордятся дружественными отношениями, которые складываются между руководителями наших государств. Ведь на арабском Востоке, как и у нас, личные отношения играют большую роль в установлении политических, деловых и иных контактов. И, без сомнения, именно дружба руководителей наших стран принесла свои положительные плоды – россияне могут сегодня легко получить иорданскую визу в амманском аэропорту, не посещая консульского отдела иорданского посольства в Москве. Благодаря личным контактам в последние годы активизировались экономические отношения, развиваются туристические связи между нашими странами. Что касается политической сферы, наши страны занимают единые или близкие позиции по большинству международных и региональных проблем. «Отношения между Иорданией и Россией и ее великим народом отличаются тенденцией к непрерывному развитию и прогрессу с того момента, когда они были установлены в 1955 году усилиями покойного короля Хуссейна и руководителей России. Мы постоянно ощущаем полное совпадение наших взглядов по международным проблемам. Мы неизменно выступаем за право народов на самоопределение, за право иметь достойную жизнь», - заявил король Абдалла, характеризуя уровень отношений между нашими странами.
Абдалла Второй продолжает дело своего отца не только в плане развития добрых отношений с Россией. Как и его отец, иорданский монарх стремится к тому, чтобы Иордания играла более заметную роль, как на Ближнем Востоке, так и на мировой арене. И немало преуспел в этом. Маленькая страна стала важным субъектом международной жизни, чей голос слышен и слушаем и в ООН, и Лиги арабских государств, и в других региональных и международных организациях. Особенно велика роль и значение Иордании в урегулировании арабо-израильского конфликта и в нормализации обстановки в Ираке. В период правления короля Абдаллы Второго Иордания была принята в ВТО, были ратифицированы соглашения по созданию зон беспошлинной торговли с арабскими странами, США и ЕС.
Как современный человек, король Абдалла уделяет большое внимание модернизации Иордании, широкому внедрению информационных технологий и современных систем образования.
Продолжается курс на углубление демократии, расширение прав женщин и молодежи. В период правления короля Абдаллы Второго в Иордании было создано министерство социального развития, основной функцией которого является развитие демократии и обеспечение социальных прав иорданцев. Первым руководителем этого ведомства был назначен мой старый добрый приятель Мухаммед Даудия. Находясь летом 2004 года в Аммане, мне удалось понаблюдать, как это министерство и сам министр претворяют в жизнь поставленные королем задачи. Опыт, следует признать, небезынтересный. Успехи в области гражданских свобод, достигнутые при Абдалле Втором, превратили Иорданию в одну из самых прогрессивных стран на Ближнем Востоке.
Благодаря усилиям нескольких поколений Хашимитов Иордания стала островком спокойствия и стабильности в неспокойном и нестабильном регионе. Но и ее не миновали вызовы и потрясения нового века. В последние годы страна пережила несколько серьезных атак террористов, самое зловещее из которых произошло в ноябре прошлого года, когда в Аммане в результате взрыва трех гостиниц погибло немало невинных людей. Однако террористам не удалось достигнуть своих целей – поколебать единство иорданской нации. Наоборот, их циничные вылазки еще больше сплотили ее вокруг признанного лидера – короля Абдаллы Второго, который показал себя достойным наследником славной династии.
30 января королю Иордании Абдалле Второму бен Аль-Хуссейну исполняется 44 года. Возраст свершений и надежд – когда уже немало сделано, но и предстоит сделать еще немало.
Здоровья и успехов Вам, Ваше Величество, и процветания Вашей стране!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции