Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.
На ближайшее воскресенье и понедельник намечен рабочий визит президента Туркменистана Сапармурата Ниязова в Москву. Скорее всего, каких-либо важных документов подписано не будет, а разговор будет идти, как сообщают высокопоставленные источники, "в основном в рамках проблем топливно-энергетического комплекса".
Сама предыстория этого визита такова. 5-го января состоялся телефонный разговор между президентами Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым. Разговор состоялся по инициативе Москвы. Обсуждали, как принято говорить в таких случаях, двусторонние отношения, но приоритетной темой был уже упомянутый вопрос "о топливно-энергетической сфере". После этого разговора и было объявлено, что 22-23 января состоится визит Ниязова в Москву по приглашению Владимира Путина.
Взаимодействие в нефтегазовой сфере стало приоритетным для обеих стран. Подписанное в апреле 2003 года Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли предусматривает нарастающие объемы поставок туркменского газа в Россию, начиная с 3-4 миллиардов кубометров в 2004-2005 годах до 80-90 миллиардов кубов газа в год с 2007 года.
Цифры, безусловно, внушительные. Но кроме этого соглашение предусматривает создание новых мощностей транспортировки туркменского газа на рынки России, Украины и других стран. В частности, соглашение предполагает разработку и совместных (двусторонних) проектов по поставке туркменского газа европейским потребителям. Тот простой географический факт, что на пути туркменского газа на запад лежит Россия, делает две страны неизбежными партнерами.
Соглашение предусматривает и совместную разработку нефтегазовых месторождений на территории Туркмении. В ходе последних визитов главы российского «Газпрома» в Ашхабад туркменской стороной уже затрагивался вопрос об участии «Газпрома» в разведке и освоении туркменской части каспийского шельфа и правобережья Аму-Дарьи, где в последнее время выявлены крупные месторождения углеводородов.
Ниязов неоднократно отмечал готовность Туркмении к тесному сотрудничеству с Россией в газовой сфере и в будущем, а при заключении контрактов о поставке газа в Европу, в частности с Украиной, подчеркивает, что без России реализация заключаемого контракта невозможна.
В свою очередь России интересно центрально- и южно-азиатское направление - взять, хотя бы, проект газопровода Туркмения – Афганистан –Пакистан, в котором и Россия могла бы принять участие, особенно учитывая опыт работы ее специалистов в Афганистане.
Вообще-то нельзя сказать, что газ – единственная тема, на которую между лидерами России и Туркмении мог бы пойти разговор. Туркмения – особое государство среди бывших составных частей СССР, и отношения Москвы с ней также включают массу других тем, не всегда приятных. Главной из проблем остается ситуация с двойным российско-туркменским гражданством, ставшая поводом к разного рода превратным толкованиям. В последнее время поток взаимных претензий заметно убавился, но вопрос остается: Москва хотела бы, чтобы двойное гражданство для всех желающих в республике стало бы нормой, Туркмения – как раз обратного.
Есть и вопрос афганских наркотиков. Туркмения предпочитает самостоятельно бороться с афганским нарктотрафиком, не участвуя ни в создании «антинаркотических поясов безопасности» вокруг Афганистана, ни в проводимых силами ОДКБ и российским и таджикским Агентствами по борьбе с наркотиками антинаркотических операциях. И это притом, что на туркменский участок границы с Афганистаном приходится более 800 километров.
Есть и другие проблемы, такие, как статус Каспия, решение которой отложено, кстати, по инициативе Ниязова. Но похоже, что все эти проблемы сегодня отошли на второй план, уступив свое место вопросам газа и газопроводов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции