О предстоящем внеочередном заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, итогах прошедшего года и перспективах на текущий год с Генеральным секретарем ЕврАзЭС Григорием Рапотой беседовал корреспондент РИА Новости Сергей Рябикин.
25 января в Санкт-Петербурге пройдет внеочередное заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств. Какие вопросы планируется вынести на рассмотрение президентов?
Вопрос саммита собственно один – это вступление Узбекистана в ЕврАзЭС. Хотя сам по себе факт расширения Сообщества очень важен, и самодостаточен в своей значимости, но параллельно мы будем решать еще одну задачу – интеграция Организации Центрально-азиатское сотрудничество в ЕврАзЭС. Сегодня я могу с уверенностью и удовлетворением сказать, что процедура вступления Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество технически отработана полностью.
На встрече глав государств в Санкт-Петербурге будет завершена политическая часть этой процедуры и уже с момента принятия решения Узбекистан сможет полноценно участвовать в работе ЕврАзЭС. На саммите предполагается подписать соответствующие документы, которые впоследствии должны быть ратифицированы парламентами стран ЕврАзЭС. Для полного завершения всех технических вопросов процедуры присоединения Узбекистана к международно-правовым документам, существующим в ЕврАзЭС потребуется еще около года или чуть больше. Таких соглашений сейчас более восьмидесяти.
Буквально накануне саммита Вы посетили Узбекистан, где провели ряд встреч с руководством республики...
Действительно, в начале этой недели состоялись встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, заместителем премьер-министра, министром экономики республики Вячеславом Голышевым, министром иностранных дел Эльером Ганиевым, другими официальными лицами.
Отрадно, что практически все, с кем встречалась наша делегация, хорошо владеют материалом. Все подготовительные процедуры узбекистанской стороной проработаны весьма тщательно, а объем задач был весьма велик. Я был приятно удивлен высоким уровнем и качеством подготовки всех документов.
Президент страны глубоко и детально знает, чем занимается ЕврАзЭС, имеет свое четкое видение относительно того, как можно было бы развиваться дальше.
В ходе всех бесед ощущался конструктивный настрой на сотрудничество в рамках Сообщества.
Вы упомянули, что на встрече в Санкт-Петербурге будет рассмотрены еще некоторые вопросы.
Как я уже сказал, планируется обсудить вопрос интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС. На рассмотрение глав государств будет вынесена процедура этого слияния. Вполне возможно, что президенты дадут дополнительные поручения Секретариату по срокам завершения процесса слияния.
Не исключаем мы и возможности подписания главами государств некоторых текущих документов, наработанных в рамках ЕврАзЭС.
И в завершении хотелось бы узнать об основных итогах года ушедшего и о планах на год текущий.
Помимо решения об интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС и вступления в Сообщество Узбекистана, в минувшем году было подписано несколько соглашений, которые укрепляют взаимодействие наших государств в различных областях, в том числе и в сфере формирования общего таможенного тарифа. Мы продолжали поступательное движение к созданию Таможенного союза, были подписаны соглашения о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств Сообщества, о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров ЕврАзЭС, о сотрудничестве в сфере обмена правовой информацией и ряд других документов.
Совершенно очевидно оживление взаимной инвестиционной деятельности государств на территории друг друга, что укрепляет и расширяет базу экономической интеграции. Разумеется, нерешенных проблем еще хватает, но инвестиционный климат в государствах ЕврАзЭС, несомненно, улучшается.
Очень большое значение мы придаем созданию в рамках Сообщества единой транспортной инфраструктуры или единого транспортного пространства. Причем речь идет не просто о техническом сотрудничестве, а о решении задач, выходящих на макроэкономический уровень. Эффективное использование общего транзитного потенциала - важнейшая задача, к решению которой мы уже приступили, и надеюсь, что в наступившем году сумеем продвинуться в этом направлении.