О задачах избранного в декабре минувшего года нового состава Верховного совета Приднестровья, перспективах приднестровского урегулирования и роли России в регионе свое мнение в интервью корреспонденту РИА Новости Владимиру Сандуца высказал председатель Верховного совета Евгений Шевчук
- Евгений Васильевич, на прошедших чуть более месяца назад парламентских выборах в Приднестровье избран новый состав законодательного органа. Какой видится Вам основная задача Верховного совета четвертого созыва?
- На мой взгляд, наша основная задача будет заключаться в создании максимально условий для того, чтобы жителям Приднестровья стало жить лучше. Одно из главных направлений – социальная защита тех, кто остро нуждается в такой защите, прежде всего пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и так далее. В законотворчестве будет продолжена работа по приведению законодательства Приднестровской Молдавской Республики к тем прогрессивным тенденциям, которые существуют в большинстве стран в плане демократизации общественных процессов и институтов государственного управления. В этой связи депутаты поработают в частности над законом о местном самоуправлении, в перспективе возможно создание какого-то общественного института, типа общественной палаты для установления общественного контроля за органами власти. Мы будем работать, чтобы в законодательном плане приднестровские граждане находились в условиях не хуже, чем в любой признанной стране мира.
- В минувшем году многие были, мягко говоря, напуганы так называемой «инициативой 17-ти» по изменению конституции. Намерены ли Вы в дальнейшем уделять внимание реформированию, тем более, что Ваших сторонников в этом созыве парламента стало больше?
- В третьем созыве мы начали судебную реформу, приняли законодательные акты, связанные с введением должности уполномоченного по правам человека, защитой в судебном порядке от прослушивания телефонных переговоров, обысков и так далее. Мы внесли серьезные изменения в Уголовный кодекс ПМР, что позволяет более эффективно бороться с негативными явлениями, в том числе и с такими, как торговля людьми. Другое дело реализация этих норм. У нас, как и везде, здесь проблемы, в том числе и из-за недостатка финансовых средств. Что же касается «инициативы 17-ти», то, на мой взгляд, она не была какой-то революционной идеей, направленной на изменение баланса ветвей власти. Просто некоторые чиновники, испугавшись ответственности, не нашли ничего лучшего, чем будоражить общественность утверждениями, что якобы депутаты хотят устроить в Приднестровье революцию. Обвиняя депутатов, они пытались, прежде всего, защитить себя. Поэтому бывший министр юстиции первым заговорил на эту тему, а его ведомство даже готовило соответствующее заключение. Потом все было растиражировано в СМИ.
- Тогда поговаривали даже о конфликте в отношениях президента с Верховным советом. Был ли таковой конфликт?
- На мой взгляд, конфликта между различными ветвями власти не было, нет и, как мне кажется, в будущем не будет. В конституцию были внесены некоторые изменения, причем по согласованным позициям. Они касались как определенных полномочий Верховного совета, так и роли и места прокуратуры. Что же касается тех чиновников, которые порой заглядывают в бюджет или злоупотребляют служебным положением, то я могу сказать одно, что не советую им прикрывать свою бездеятельность или корыстные интересы созданием конфликтных ситуаций и сталкиванием президента с Верховным советом. У нас с президентом в этом плане позиции едины и мы в дальнейшем намерены работать в этом ключе.
- Что Вы собираетесь предпринять в плане развития международных связей парламента?
- Наряду с существовавшей ранее комиссией Верховного совета по внешним связям мы на днях ввели новую должность специального представителя по межпарламентским связям в ранге заместителя председателя парламента. Таким спецпредставителем избран бывший спикер Григорий Степанович Маракуца, обладающий огромным опытом и обширными связями. Уже это говорит о том, что мы планируем активизировать наши связи с зарубежными партнерами. Прежде всего, с парламентами стран-гарантов (Россией и Украиной), а также стран СНГ, по линии парламентской ассамблеи ОБСЕ. Мы хотим развивать и углублять имеющиеся у нас контакты. Во–первых, для того, чтобы доводить международному сообществу реальную информацию о том, что происходит в регионе. Во-вторых, чтобы все знали нашу точку зрения, что мы тоже хотим формировать наше законодательство, исходя из принципа первоочередности прав человека, прав и свобод общества, и лишь затем интересов государства.
- Какую роль может сыграть парламент в приднестровском урегулировании?
- У нас уже есть практика, когда Верховный совет подключался к этому процессу, я имею ввиду работавшую некоторое время совместную с Молдовой Конституционную комиссию. Тогда был выработан механизм, поддержанный парламентами Молдовы и Приднестровья, а также странами-гарантами и ОБСЕ. Я возглавлял эту комиссию от Приднестровья. Она была не парламентская, поскольку состояла из представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. И когда мы были готовы обсуждать и разрабатывать будущую совместную конституцию, хотя не все нас устраивало, Республика Молдова делает шаг назад, отказывается от федерализации, и принимает закон об автономии восточных районов, то есть Приднестровья. Более того, Кишинев не отказывается и от попыток силового воздействия на нашу республику.
- 25 января, буквально через несколько дней, транзит товаров через молдавско-украинскую границу будет осуществляться только на основании таможенных актов Молдавии. Что Вы думаете по этому поводу?
- Если изменение режима экспорта и импорта, о котором объявило правительство Молдовы, затронет интересы Приднестровья и окажет негативное влияние, то это неприемлемо. Я это буду оценивать, как попытку оказать на Приднестровье силовое давление экономическими рычагами для того, чтобы достичь реализации своих политических целей. Мне не понятно, почему именно 25 января решено изменить порядок таможенного оформления грузов. И это происходит тогда, когда мы согласились и поддержали международный мониторинг с участием европейских представителей на границе с Украиной. На мой взгляд, так цивилизованные страны не поступают. Я считаю такие шаги Республики Молдова непродуманными, поскольку они не адекватны и несоразмерны складывающейся политической ситуации. Такими силовыми методами нельзя создать благоприятную почву для ведения любых переговоров.
- Вы не исключаете ответной реакции руководства Приднестровья?
- Приднестровье может пойти на ответные меры в случае установления режима блокады для наших экономических агентов со стороны властей Молдовы. Естественно, мы будем предпринимать адекватные шаги, исходя из наших возможностей и ресурсов. Сидеть, сложа руки, мы не будем. Когда у тебя из кармана вытаскивают деньги и говорят, что все хорошо или вообще ничего не говорят, это не нормально. Мы будем защищать свою экономику, своих граждан от тех негативных последствий, которые могут возникнуть в случае реализации непонятных решений молдавских властей. Если ситуация будет развиваться по негативному варианту, то, естественно, ни о каких переговорах не может быть и речи. Невозможно доверять партнеру по переговорам, который исходит из того, что у него есть больше возможностей в международном плане оказывать на нас такое грубое давление.
- Молдавский президент Владимир Воронин как-то сказал, что не сядет за стол переговоров президентом Приднестровья с Игорем Смирновым, но готов вести диалог именно с Вами. А Вы готовы сесть за один стол с Ворониным?
- Если в перспективе будет наработана какая-то взаимоприемлемая формула ведения переговоров, то Верховный совет в рамках своей компетенции и полномочий готов участвовать в любых переговорах с молдавской стороной, поскольку их целью является как минимум стабилизация ситуации в регионе. К тому же опыт участия в переговорном процессе у нас имеется.
- Какова на Ваш взгляд роль России в приднестровском урегулировании?
- Для Приднестровья Россия была и остается главным политическим и экономическим партнером. Россия, как страна-гарант, выступает важнейшим политическим игроком в регионе. Без учета ее мнения урегулировать приднестровскую проблему не представляется возможным. Россия сегодня является главным торговым партнером Приднестровья. Раньше наша экономика была ориентирована в равной степени, как на страны СНГ, так и на дальнее зарубежье. После того, как из-за действий Молдовы в 2001 и 2004 годах у нас появились сложности в торговле с Европой, произошла переориентация на российский рынок. Мы очень заинтересованы в дальнейшем укреплении экономического сотрудничества с российскими партнерами, привлечении инвестиций, более глубокого вовлечения приднестровских предприятий в единое экономическое пространство с Россией и другими странами СНГ. Мы заинтересованы в укреплении связей с Украиной, а также Украины с Россией. От этого выиграют все, в том числе и наша республика. А вообще у нас очень глубокие исторически связи с Россией, которая всегда была в Приднестровье. Мы очень благодарны российским миротворцам, несущим свою службу на берегах Днестра. Если бы их не было, противостояние Молдовы и Приднестровья могло бы перерасти в очень опасную фазу. У нас в республике проживает немало жителей, имеющих российское гражданство. Отрадно, что руководство Российской Федерации проводит взвешенную и сбалансированную политику по поддержке и защите интересов соотечественников. Поэтому для нас важно развитие и укрепление связей с Россией. Думаю и уверен, что Верховный совет окажет всемерно содействие этому, реализуя пожелания и наказы наших избирателей, оказавшим нам 11 декабря на выборах доверие и поддержку.