Политический обозреватель «РИА Новости» Петр Гончаров.
Россия поддержит призыв Тегерана к ЕС в лице "евротройки" (Франция, Германия, Великобритания) возобновить переговоры по иранской ядерной проблеме. Об этом заявил во вторник Сергей Лавров. Но на этот раз глава российского МИД четко обозначил условия: поддержка Москвы станет реальной «лишь на условиях общепризнанных, которые предполагают соблюдение Ираном моратория на обогащение урана».
Слова Лаврова обозначили позицию России в иранской ядерной проблеме, в отношении которой в минувший понедельник в Лондоне прошла в форс-мажорном режиме встреча представителей «евротройки» (Великобритании, Франции и Германии), а также России, США и Китая (как постоянных членов СБ ООН). Встреча была обусловлена тем, что ровно неделю тому назад Тегеран возобновил ядерные исследования по обогащению ядерного топлива на ряде своих атомных объектов. В ответ евротройка заявила о прекращении переговоров ввиду их бесперспективности и поставила вопрос о передачи иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН.
Несмотря на то, что встреча носила закрытый характер, кое-что все же стало достоянием СМИ. Как стало известно, евротройка фактически уже приступила к разработке проекта соответствующей резолюции, в которой и будет обоснована необходимость передачи многострадального иранского досье на рассмотрение СБ ООН. А коль скоро решение о передачи досье должно быть принято не иначе как Советом управляющих МАГАТЭ, евротройка в ходе состоявшейся в Лондоне встречи приняла решение и о созыве чрезвычайной сессии Совета управляющих МАГАТЭ 2-3 февраля. На этот раз иранское ядерное досье имеет все шансы быть переданным в СБ ООН. Причем во многом благодаря «упорству и настойчивости» самого Ирана.
Планируемая евротройкой чрезвычайная сессия СУ МАГАТЭ по иранскому вопросу будет уже второй за последние три с небольшим месяца. На предыдущей за передачу иранского вопроса в СБ ООН из 35 членов Совета управляющих «за» проголосовало 22, при двух «воздержавшихся» и одном «против», что грозило в то время Ирану неминуемыми санкциями. Тогда иранское досье не было передано в СБ ООН лишь благодаря тому, что «воздержавшимися» оказались представители России и Китая – двое из пяти его постоянных членов. Москва и Пекин дали понять, что они выступят против введения санкций, считая, что в решении иранской ядерной проблемы еще не исчерпан дипломатический лимит. Особая роль при этом отводилась России, которая выступила с инициативой обогащения иранского ядерного топлива на собственной территории. Российская инициатива была направлена, собственно, на достижение необходимого компромисса в диалоге Иран-ЕС.
Сейчас ситуация выглядит несколько по-другому. Тегеран предпочел конфронтационный с ЕС вариант, заявив о незыблемости своего права на обогащение урана и о начале испытательских работ в этой области. Эти действия Тегерана шли вразрез с позицией ЕС. Дело в том, что работы, связанные с обогащением урана, были приостановлены как часть добровольного моратория Ирана в ответ на соответствующие обращения Совета Управляющих МАГАТЭ. Выход Ирана из моратория неизбежно должен был привести к срыву переговоров, что, собственно, и произошло.
Сумеет ли Москва и на этот раз спасти Иран от санкций? Более того, захочет ли?
Возобновление переговоров – и добровольного иранского моратория - дает для этого определенный шанс. Россия приложила большие усилия для того, чтобы убедить своих европейских партнеров в том, что возобновление работ (Ираном) по конверсии (это предварительная стадия по обогащению урана) не должно стать причиной срыва переговорного процесса Иран - евротройка. Другими словами, Москва сделала все, чтобы убедить и евротройку, и США в том, что в переговорном процессе Иран-ЕС и в решении иранской атомной проблемы еще не все потеряно. Иран – если подкрепит свое желание вновь начать переговоры возобновлением моратория – возвращает ситуацию именно к этой точке, когда "не все потеряно".
Теперь важно, каков будет ответ евротройки на призыв Тегерана возобновить переговоры и на его поддержку Москвой. Но еще важнее - какую позицию займет сам Тегеран на переговорах в случае их возобновления. Судя по всему, Тегеран, фактически, исчерпал лимит доверия. И надо создавать его заново.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции